Отсутствие оргазма у женщины при близости является самой распространенной жалобой при посещении пациентки сексолога. Тотальная аноргазмия, при которой оргазма нет ни при какой форме сексуальной активности, составляет не более 15–20%, отсутствие же оргазма при половом акте — довольно частое явление, и в 70% случаев именно оно является причиной обращение к сексологу [1, 2]. Широкое распространение коитальной аноргазмии в женской популяции, до 35,6% [3], заставляет исследователей искать причину того, что одни женщины наравне с мужчинами способны испытывать удовлетворение при половом акте более чем в половине случаев, другие же лишь изредка или никогда. Научные изыскания в этой области затрагивают тему «необходимости» испытывания женщиной оргазма с эволюционной точки зрения. Существуют сторонники мнения, что оргазм является побочным продуктом для женской сексуальности, рудиментом, не несущим пользы для процесса зачатия, и, следовательно, не закрепленным в ходе эволюции, в отличие от мужского оргазма [4]. Противоположные теории «полезности» оргазма для повышения фертильности, укрепления пары как потенциальных родителей [5, 6] современной наукой подвергаются сомнению. Недавние исследования биологов [7], изучавших сексуальную жизнь различных млекопитающих, показали, что у многих самок так же, как и у женщин во время оргазма, выделяются окситоцин и пролактин во время спаривания. Однако, в отличие от спонтанной ежемесячной овуляции у женщин, у таких видов, как кролики и верблюды, овуляция происходит только после спаривания. Авторы считают, что овуляторные циклы развились только в нескольких линиях млекопитающих, включая человека, и у наших предков механизм овуляции был таким же — инициированным сексуальным контактом. У этих ранних млекопитающих клитор находился внутри влагалища, затем у млекопитающих с овуляторными циклами клитор мигрировал значительно выше, за пределы влагалища. Основываясь на этих выводах, авторы утверждают, что оргазм у самок млекопитающих развился как рефлекс, способствующий зачатию, причем гормоны, высвобождавшие при оргазме яйцеклетку, также могли способствовать имплантации плодного яйца в матке. У приматов же, включая человека, в ходе эволюции развилась форма жизни в социальных группах. Самки имели доступ к регулярному сексу с самцами, и оргазм как овуляторный механизм уже не был таким необходимым, появилась овуляция в регулярном цикле. Поскольку первоначальная цель оргазма была утрачена, клитор «отошел» от своего первоначального положения во влагалище.
Возможность получения оргазма при половом акте напрямую связана с расположением триггерных оргастических зон. Если у мужчины они (большая часть их) располагаются в области головки полового члена, непосредственно раздражающегося при фрикциях, то у женщин, у которых признанный триггер оргазма № 1 — клитор вынесен за пределы площади воздействия при вагинальном половом акте, оргастичность значительно ниже. Так, по данным [8] при вагинальном сексе только 25% женщин постоянно испытывают оргазм, у 50% оргазм наступает периодически, 20% испытывают его «редко или никогда», 5% не испытывают вообще. Другое популяционное исследование [9] показывает, что около 18% женщин могут достичь оргазма только во время вагинального полового акта. Более трети — 36% сообщили, что они предпочитают стимуляцию клитора для достижения разрядки, еще 36% женщин указали, что стимуляция клитора служит для повышения качества вагинального полового акта.
Вопрос существования других триггерных зон женского оргазма, расположенных внутри или в непосредственной близости от влагалища, поднимался многими исследователями [10–12]. Однако, несмотря на многочисленные попытки, найти анатомически субстрат этих зон (точек) не удалось. Наиболее известная «гипотетическая» точка, расположенная на границе нижней и средней третей влагалища, — это точка G, впервые описана в 1950-х годах немецким гинекологом Эрнстом Грэфенбергом и позднее названа в его честь. Автор считал ее аналогом предстательной железы у мужчин [10]. Точка G также ассоциируется у некоторых авторов [13] с губчатым телом уретры — тканевым образованием, расположенным в малом тазу женщины между лобковой костью и передней стенкой влагалища, которое окружает мочеиспускательный канал. По мнению других [14] точка G является местом смыкания вестибулярных луковиц клитора на передней стенке влагалища, что служит с их точки зрения доказательством того, что вагинального оргазма в чистом виде не существует, он, по сути, является также клиторальным, так как каждая фрикция во время полового акта или сокращения мышц таза стимулирует клитор, что и приводит к разрядке.
Сторонники существования вагинального оргазма пытались найти факторы, определяющие способности его испытывать. В 1924 г. M. Bonaparte [15] предположила, что чем меньше расстояние между клитором женщины и ее уретрой (CUMD), тем больше вероятность наступления оргазма при половом акте. Гипотеза подтверждалась данными C. Landis [16] в 1940 и K. Wallen, E. A. Lloyd [17] в 2010 г. По данным исследователей, CUMD напрямую зависит от пренатального воздействия андрогена: чем его больше, тем больше расстояние от клитора до уретры. Женщины, которые подвергаются воздействию более высокого уровня пренатальных андрогенов, имеют расположение и чувствительность клитора, более сходные с пенильной (сфокусированность эрогенной чувствительности на теле и головке клитора, с меньшим количеством или отсутствием ее на луковицах и ножках, что исключает вагинальный оргазм). Авторы утверждают, что расстояние более 2,5 см между клитором и уретрой делает вагинальный оргазм недостижимым.
Одним из способов изучения отличий женщин, способных испытывать разные виды оргазма, является УЗИ половых органов. E. Janniniи, O. Buisson [18, 19] в 2008 г. опубликовали результаты исследования, включавшее 9 женщин с вагинальным оргазмом и 11 женщин, никогда не достигающих его во время полового акта и мастурбации. Ультразвуковое сканирование показало более широкую область ткани в пространстве между влагалищем и уретрой у женщин с влагалищным оргазмом. Авторы считают, что нашли «простой метод определения наличия у женщины точки G».
Целью настоящего исследования является анализ факторов, способствующих возникновению коитальной аноргазмии, что позволит выбрать дифференцированную тактику терапевтических мероприятий и прогнозировать эффективность лечения.
Материал и методы исследования
Нами проведено комплексное обследование 10 женщин, в возрасте в среднем 36,4 ± 9,2 года, обратившихся в отделение сексологии и терапии сексуальных дисфункций МНИИП — филиала ФГБУ НМИЦ ПН им. В. П. Сербского МЗ РФ. Признаком, по которому пациентки включались в изучаемую группу, являлось наличие жалоб на невозможность достижения оргазма во время полового акта (коитальную аноргазмию) и наличие сексуального партнера.
В работе применялись клинико-сексологический и клинико-психопатологический методы и УЗИ внутренних половых органов.
Результаты и обсуждение
Пациентки были распределены на две группы по 5 человек, в зависимости от расстояния между клитором и уретрой и шириной области ткани в пространстве между влагалищем и уретрой. У пациенток первой группы расстояние между уретрой и влагалищем было от 0,3 до 0,8 см, а расстояние от головки клитора до входа во влагалище находилось в пределах от 2,7 до 3,2 см. Во второй группе расстояние между уретрой и влагалищем было от 0,8 до 1,2 см, а расстояние от головки клитора до входа во влагалище — от 1,9 до 2,3 см.
В результате комплексного обследования в качестве преморбидных особенностей у части пациенток обеих групп (60%) были установлены акцентуации личности тревожно-мнительного и ананкастного круга и задержка психосексуального развития на эротической стадии (40%). Помимо этого у 60% пациенток было выявлено невротическое расстройство в виде синдрома ожидания неудачи, в разной степени выраженности, а у 20% — расстройство адаптации в виде тревожно-депрессивной реакции. Наличие психической патологии было обусловлено как реакцией пациенток на проблемы в сексуальной сфере, так и проблемами во взаимоотношениях, где была высока значимость сексуальной неудовлетворенности.
Пациенткам обеих групп проводилась поэтапная терапия. На первом этапе проводилась коррекция психических нарушений, с выработкой позитивной терапевтической установки, уменьшения масштаба переживаний, нормализацией отношений в паре с разъяснением норм и реалий половой жизни. На втором этапе лечения, на фоне подкрепляющей когнитивно-поведенческой психотерапии, применялись методики секс-терапии (чувственное фокусирование, применение навыков мануального достижения оргазма при половом акте). При анализе карт эрогенной реактивности В. И. Здравомыслого была выявлена разница во влагалищной чувствительности у пациенток первой и второй групп: респондентки из первой группы отмечали высокую чувствительность клиторальной зоны (75%), при нейтральных или слабоположительных оценках влагалищных зон (75% — оценки 0, +1), им дополнительно предлагался для заполнения опросник (рисуночный) по чувствительности зон влагалища, где зона G (в проекции границы нижней и средней трети влагалища) не отмечалась как чувствительная (100% оценка). Пациентки же второй группы, помимо высокой чувствительности клиторальной зоны (75%), отмечали более высокую реактивность генитальных зон (интроитуса, заднего свода влагалища и по дополнительному тесту передней стенки влагалища — 50%).
При схожей предиспозиции сексуального расстройства: возрасте, половой конституции, особенностях психосексуального развития, продолжительности заболевания, в первой группе удалось добиться следующей эффективности терапии: у 1 (20%) женщины появились коитальные оргазмы при постоянной клиторальной стимуляции самостоятельной или со стороны партнера), у 3 (60%) пациенток оргазм стал достижим с партнером (до лечения достигался лишь при самостоятельноймастурбации), вне ситуации коитуса (в ласках мануальной и оральной стимуляции), 1 (20%) пациентка оставила терапию без улучшений. Результаты терапии во второй группе показали большую эффективность — у 3 (60%) пациенток появились коитальные оргазмы без дополнительной клиторальной стимуляции, у 1 (20%) — с непродолжительной стимуляцией клитора на высоте фазы «плато», у 1 (20%) ситуация не изменилась. Таким образом, в первой группе коитальный оргазм был достигнут лишь в 20%, а в 60% — улучшение оргазмической функции, а во второй группе коитальный оргазм, без дополнительной стимуляции клитора, был достигнут в 60% случаев, а с дополнительной стимуляцией клитора еще в 20%.
Заключение
Таким образом, как данные литературы, так и наш клинический опыт позволяют проследить определенную тенденцию зависимости достижения коитального оргазма не только от психосексуального развития, половой конституции, наличия той или иной психической патологии и характера партнерской ситуации, но и от анатомического строения половых органов женщины. Данный параметр может быть одним из критериев прогноза эффективности терапии. Однако следует отметить, что в цитируемых нами источниках, равно как в нашем исследовании, недостаточно количество пациенток для более достоверных выводов. Дальнейшее изучение анатомического субстрата оргастичности представляется нам весьма перспективным.
Литература
- Meston C. M., Levin R. J., Sipski M. L., Hull E., Heiman J. R. Women’s orgasm // Annu Rev Sex Res. 2004; 15: 173–257.
- Айриянц И. Р., Ягубов М. И. Латентные тенденции сексуального влечения у женщин как причина коитальной аноргазмии // Лечащий Врач. 2018, № 10, с. 56–62.
- Gallup G. G., Ampel B. C., Wedberg et al. Do orgasms give women feedback about mate choice // Evolutionary Psychology. Vol. 12, № 5. P. 958–978.
- Lloyd E. The Case of the Female Orgasm. Harvard University Press, 2005. 257 с.
- Baker R. R., Bellis M. A. Human sperm competition: Ejaculate manipulation by females and a function for the female orgasm // Animal Behavior. 1993. Vol. 46 (5): 887–909.
- Gallup G. G. Jr., Ampel B. C., Wedberg N., Pogosjan A. Do orgasms give women feedback about mate choice? // Evol Psychol. 2014, Nov 6; 12 (5): 958–978.
- Pavlicev M., Wagner G. The Evolutionary Origin of Female Orgasm // Molecular and Developmental Evolution. 2016. Vol. 326 (6): 326–337.
- Mandal A. Study assesses experiences related to female orgasm. Women’s Health News. Online 08.017. Retrieved from: https://www.news-medical.net/…/date of access 02.06.18.
- Rowland D., CempelL, Tempel A. Women’s Attributions Regarding Why They Have Difficulty Reaching Orgasm // J. Sex Marital Ther. 2018. Accepted author version posted online: 03 Jan 2018, Published online: 12 Feb 2018 https://doi.org/10.1080/0092623X.2017.1408046, date of access 03.06.18.
- Gräfenberg E. The role of urethra in female orgasm // The International Journal of Sexology. 1950. Vol. III (3), p. 145–148.
- Zavacic M., Jakubovska V., Belosovic M. et al. Ultrastructer of the normal adult human female prostate gland (Skene’s gland) // Anat. Embriol (Berl). 2000. Vol. 201 (1): 51–61.
- Chee A. C. Anterior fornix erogenous zone // Sexual and Marital Therapy. 1997. Vol. 12 (4): 357–370.
- Sevely J., Bennett J. W. Concerning female ejaculation and the female prostate // J Sex Res. 1978. Vol. 14 (1): 1–20.
- McWeeney C. What is the clitoris? [Электронный ресурс] // Clue. Online. 2018, 22 Feb. URL: https://twitter.com/clue/status/966772836596674560, обращение 10.06.18.
- Bonaparte M. Les deuxfrigidités de la femme // Bulletin de la Société de Sexologie. 1933. Vol. 5 P. 161–170.
- Landis C., Landis A., Bowles M. Sex in Development. P. B. Hoeber Inc.; New York: 1940. 302 p.
- Wallen K., Lloyd E. Female Sexual Arousal: Genital Anatomy and Orgasm in Intercourse // Hormones and Behavior. 2010. Vol. 59, № 5. P. 780–792.
- Jannini E., Buisson O., Rubio-Casillas A. Beyond the G-spot: clitourethrovaginal complex anatomy in female orgasm // Nat Rev Urol. 2014. Vol. 11, № 9. P: 531–538.
- Jannini E. Ultrasound scans ‘find the G spot’ [Электронный ресурс] //Journal of Sexual Medicine. 2012, 28 March. URL: https://doi.org/10.1111/j.1743–6109.2012.02694., дата обращения 21.05.18.
И. Р. Айриянц, кандидат медицинских наук
М. И. Ягубов1, доктор медицинских наук
ФГБУ ФМИЦПН им. В. П. Сербского МЗ РФ, Москва
1 Контактная информация: yaguobov@mail.ru
Новые подходы в диагностике коитальной аноргазмии у женщин/ И. Р. Айриянц, М. И. Ягубов
Для цитирования: Лечащий врач № 5/2019; Номера страниц в выпуске: 13-15
Теги: секс, оргазм, психические нарушения, психотерапия
Купить номер с этой статьей в pdf