20-21 мая 2021 года в Москве прошел V Всероссийский Конгресс по геронтологии и гериатрии с международным участием. Ведущие эксперты в области неврологии, кардиологии, ревматологии, терапии и других специальностей обсудили актуальные вопросы организации гериатрической помощи в России и за рубежом, проблемы диагностики, профилактики и ведения гериатрических синдромов, а также ключевые аспекты рациональной фармакотерапии хронических заболеваний в пожилом и старческом возрасте.
Владимир Владимирович остановился на самом распространенном нейрогериатрическом заболевании – болезни Альцгеймера. Хотя формально болезнь Альцгеймера относится к группе нейродегенеративных заболеваний, лектор отметил, что этот термин отражает старые представления о заболевании и подчеркнул, что болезнь Альцгеймера является болезнью долголетия.
Ключевую роль в патогенезе болезни Альцгеймера играет накопление бета-амилоидного белка, скорость образования и выведения которого определяются генетическими факторами. Оценка уровня биомаркеров главного морфологического субстрата болезни Альцгеймера – церебрального амилоидоза (ЦА) – с помощью метода позитронно-эмиссионной томографии позволяет диагностировать заболевание задолго до развития первых клинических симптомов.
Владимир Владимирович обратил внимание слушателей на распространённость ЦА среди взрослого населения: на шестом десятилетии жизни маркеры ЦА обнаруживаются у 5% людей, на седьмом году жизни это число увеличивается до 10%, на восьмом – до 20% и у долгожителей достигает 50%. Это значит, что каждый второй житель планеты старше 80 лет имеет предрасположенность к развитию болезни Альцгеймера. Однако от морфологических изменений до клинически значимых проявлений должно пройти не менее 10 лет, а значит большинство пациентов старшего возраста никогда не заболеет болезнью Альцгеймера.
По данным международной статистики на 2017 год, в реальной клинической практике за год было диагностировано 42 000 случая нейродегенеративных заболеваний, в то время как цереброваскулярные нарушения были выявлены у 6.5 миллионов пациентов. Как считает Владимир Владимирович, эта статистика не отражает реального положения вещей и не учитывает различные, в том числе легкие формы когнитивных нарушений, не сопровождающиеся деменцией.
Среди пожилых людей распространенность легких когнитивных нарушений составляет 16%, из которых 10% приходится на амнестически тип, в том числе болезнь Альцгеймера. Это подчеркивает важность ранней диагностики и своевременного начала терапии. Как отмечает Владимир Владимирович, фармакологические методы лечения позволяют лишь продлить стадию, на которой был поставлен диагноз и замедлить прогрессирование заболевания.
Когнитивные нарушения – самое распространенное неврологическое осложнение COVID-19 и составная часть постковидного неврологического синдрома. На фоне коронавирусной инфекции ожидаемо выросло число пациентов с когнитивными нарушениями в целом и болезнью Альцгеймера в частности. Владимир Владимирович привел в пример масштабное исследование Британских нейропсихологов с участием 85 000 пациентов старше 16 лет, перенесших COVID-19. В зависимости от степени тяжести заболевания пациенты были разделены на соответствующие группы. Результаты показали достоверное снижение показателей когнитивных функций даже у бессимптомных носителей молодого возраста по сравнению со среднестатистическим нормативом. Когнитивные нарушения усугублялись по мере усиления тяжести COVID-19, что связано с дополнительным гипоксическим повреждением мозговых структур у пациентов на ИВЛ.
В другом исследовании с участием 236 000 пациентов старше 10 лет, перенесших COVID-19, ученые проанализировали, какие неврологические диагнозы ставят пациентам в первые 6 месяцев после перенесенной коронавирусной инфекции. Почти у 3% пациентов в течение 6 месяцев после перенесенной коронавирусной инфекции развивалась периферическая нейропатия. На втором месте по распространенности оказался инсульт, что объясняется нарушением баланса свертывающей системы крови. Деменция заняла третье место по распространенности и была диагностирована у 0.7% участников всех возрастов, что в 1.7 раз превышает среднестатистический популяционный риск.
В качестве иллюстрации клинического случая, Владимир Владимирович привел в пример пациентку 47 лет, которая обратилась с жалобами на ухудшение памяти после перенесенной коронавирусной инфекции. Стойкие жалобы на забывчивость подтвердились результатами нейропсихиатрического обследования, которые продемонстрировали амнестический тип умеренных когнитивных нарушений, сопровождающийся изолированными стойкими (на протяжении 6 месяцев) нарушениями памяти.
Рассуждая на тему патофизиологических механизмов, опосредующих негативное влияние COVID-19 на когнитивные функции, Владимир Владимирович в первую очередь отметил прямое нейротропное влияние вируса SARS-CoV-19 на клетки мозга через рецепторы АПФ. Кроме того, связывание вирусных частиц с рецепторами АПФ, располагающимися на эндотелии капилляров, способствует развитию вирусного эндотелиита, который, в свою очередь, предрасполагает к образованию тромбозов мелких и крупных сосудов. Это приводит к увеличению проницаемости ГЭБ, выходу фибриногена и иммунокомпетентных клеток в паренхиму головного мозга, и, как следствие, индукции воспалительного ответа. Еще один важный фактор, который упомянул Владимир Владимирович, – это социальная изоляция. Более чем у половины пациентов с легкими когнитивными нарушениями и болезнью Альцгеймера наблюдается снижение показателей когнитивных функций, а у каждого шестого пациента развивается делирий. У пациентов также чаще развиваются нарушения походки и тревожно-депрессивные расстройства. Все это играет важную роль в реализации клинической манифестации болезни Альцгеймера после перенесенной вирусной инфекции.
Обращаясь к вопросу о терапии болезни Альцгеймера и когнитивных нарушений, спикер подчеркнул, что до сих пор не существует специфических подходов к лечению. В настоящее время предпочтение отдается двум классам препаратов – ингибиторам ацетилхолинэстеразы и неконкурентным антагонистам глутаматных NMDA-рецепторов, в частности мемантина. Среды ингибиторов ацетилхолинэстеразы наиболее высокую эффективность наряду с минимальным количеством побочных эффектов демонстрирует донепезил – действующее вещество препарата Алзепил®, обладающее выраженным дозозависимым эффектом. Алзепил® назначают в дозе 5 мг 1 раз в день в течение первого месяца лечения и далее дозировку увеличивают до 10 мг в день. Помимо контроля симптомов болезни Альцгеймера, препарат способствует регуляции поведенческой активности и улучшает функциональную самостоятельность пациента.
Владимир Владимирович заключил, что болезнь Альцгеймера – широко распространенное, но трудно распознаваемое в отечественной неврологической и психиатрической практике заболевание. Новая коронавирусная инфекция может в значительной степени способствовать манифестации клинических симптомов болезни, и поэтому очень важно как можно раньше назначать диагностические меры для своевременного начала терапии у пациентов старшего возраста.