03-12-2018

Для расстройств аутистического спектра характерно нарушение социального взаимодействия, общения, ограниченность интересов и склонность к повторяющимся действиям. Хотя точный патофизиологический механизм подобных изменений остается не до конца понятным, считается, что они связаны с изменением количества связей между определенными участками головного мозга. Так,

Реклама
было показано, что у детей с аутизмом меньшее количество связей между отдаленными частями мозга и большее – на коротких дистанциях.

Частота расстройств аутистического спектра достигает 2,5%. Иначе говоря, этот диагноз устанавливается каждому 40-му ребенку. Отсутствие понимания четких патофизиологических механизмов, лежащих в основе аутизма, является одним из главных препятствий на пути к поиску эффективных и безопасных методов терапии. Зачастую ученым приходится действовать эмпирически, корректируя используемые методики по ходу лечения.

В недавнем номере журнала Translational Psychiatry была опубликована работа о связи занятий музыкой и состояния внутримозговых связей детей с аутизмом. В рандомизированном исследовании специалистов из Канады принял участие 51 ребенок в возрасте 6-12 лет. 26 детей в течение 8-12 недель посещали специальные музыкальные занятия, а оставшиеся 25 вошли в группу контроля. Эффективность мероприятий оценивали с помощью специальных тестов, характеризующих социальную контактность, а также МРТ головного мозга.

К концу наблюдения в группе, регулярно посещавшей музыкальные занятия, существенно улучшились коммуникативные навыки. Возросло и количество связей между слуховой корой и субкортикальными отделами мозга и между слуховой корой и моторными отделами. Количество связей между слуховой и зрительной корой оказалось выше в группе контроля. Стоит подчеркнуть, что увеличенное количество связей в этой коре является одним из наиболее распространенных признаков изменения строения головного мозга при аутизме.

Это исследование — первое подтверждение положительного влияния занятий музыкой на когнитивные способности детей с аутизмом. Хотя механизм такого воздействия требует дальнейшего изучения, авторы иссле��ования считают, что уже сейчас родителям детей, страдающих аутизмом, можно рекомендовать больше времени уделять их музыкальному развитию.

Реклама