С возрастом у мужчин повышается риск развития разных заболеваний. Так артериальная гипертензия (АГ) и доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ), сопровождающаяся симптомами со стороны нижних мочевыводящих путей (СНМП), являются распространенными заболеваниями среди мужчин старшего возраста.
Согласно данным Корейского национального обследования здоровья и питания, гипертензия встречается у 30 % взрослых старше 30 лет, причем с годами наблюдается рост данного показателя. Так, с 2007 г. по 2011 г. распространенность гипертензии среди мужчин от 65 лет возросла с 49,3% до 58,4%. Гипотензивную терапию принимают около половины мужчин с диагностированной патологией. СНМП/ДГПЖ встречается не реже, чем артериальная гипертензия (АГ): в популяции мужчин в возрасте от 60 лет распространенность СНМП достигает 80,7%.
Высокие показатели распространенности по обеим патологиям заставляют предположить, что у значительной части пожилых мужчин, обращающихся к урологу по поводу СНМП/ДГПЖ, также будет присутствовать и АГ. При частом сосуществовании двух нозологий крайне важным представляется изучение вопроса, какой из существующих альфа-адреноблокаторов имеет неоспоримые преимущества в терапии коморбидных пациентов с АГ и СНМП/ДГПЖ.
В 2017 году в журнале Prostate International были опубликованы результаты многоцентрового обсервационного исследования, выполненного специалистами Республики Корея, У Сок Чой (Woo Suk Choi) и соавт. В данном исследовании оценивали результаты терапии силодозином пациентов с СНМП/ДГПЖ, принимающих антигипертензивные препараты.
Силодозин – перспективы использования
Антагонисты альфа-адренорецепторов изначально были разработаны в качестве гипотензивных средств. Известно, что совместный прием препаратов данной группы с другими гипотензивными лекарственными препаратами может повышать риски развития ортостатической гипотензии (чрезмерного снижения артериального давления (АД) при принятии вертикального положения). Разработка антагонистов альфа-адренорецепторов, селективных в отношении рецепторов подтипа α1A, позволила уменьшить опасения относительно эффекта снижения артериального давления.
Силодозин является высокоселективным антагонистом адренергических рецепторов подтипа α1A. Максимальная селективность в классе альфа-адреноблокаторов в отношении α1A рецепторов и относительно низкая селективность в отношении адренергических рецепторов подтипа a1B, которые главным образом участвуют в регуляции АД, обеспечивает силодозину благоприятный профиль безопасности со стороны сердечно-сосудистой системы.
В связи с этим высокий практический интерес представляют результаты представленного ниже клинического исследования применения силодозина в терапии коморбидных пациентов с СНМП/ДГПЖ и АГ, которые принимают гипотензивные лекарственные препараты.
Материалы и методы исследования
Обсервационное многоцентровое исследование было проведено на базе четырех крупных больниц Республики Корея. В группу включались пациенты в возрасте ≥65 лет, принимавшие гипотензивные лекарственные препараты на протяжении не менее 6 месяцев, но не имевшие опыта в приеме альфа-адреноблокаторов до терапии силодозином. Повторное обследование проводилось через 3 месяца после начала приема силодозина.
Для оценки эффективности терапии использовались опросники IPSS (Международная шкала оценки простатических симптомов) и OABSS (Шкала оценки симптомов гиперактивного мочевого пузыря), а также измерение максимальной скорости потока и остаточного объема мочи. Для оценки безопасности собирались данные о проявлении системных симптомов, которые сравнивались с состоянием пациента до начала терапии. Для оценки способности к семяизвержению использовался показатель функции семяизвержения из опросника по мужскому сексуальному здоровью (ОМСЗ). Кроме того, был добавлен новый опросник из шести пунктов, который был предназначен для оценки степени субъективной удовлетворенности терапией силодозином и беспокойства по поводу нарушений эякуляции.
Результаты исследования
Из 48 пациентов, включенных в исследование, 8 пациентам (16,7 %) был назначен прием силодозина в дозировке 4 мг два раза в день, а еще 40 пациентам (83,3 %) – в дозировке 8 мг один раз в день.
Эффективность силодозина
В ходе исследования общая оценка по шкале IPSS, суммарная оценка опорожнения мочевого пузыря, суммарная оценка удержания мочи и оценка качества жизни пациентов значимо улучшились. Также наблюдалось улучшение показателей частоты мочеиспускания ночью и императивных позывов по шкале OABSS’. Отмечалось также объективное увеличение максимальной скорости потока мочи и сокращение остаточного объема после мочеиспускания. Ни у одного из пациентов не наблюдалось прогрессирования клинической картины заболевания. Субъективное улучшение мочевыделительной функции отмечалось у 25 из этих 32 пациентов (78,1 %), и общий уровень удовлетворенности терапией силодозином был достаточно высок.
Безопасность силодозина
Профиль безопасности анализировался с учетом данных всех пациентов, за исключением выбывших из исследования (n=40). Ни у кого из пациентов не наблюдалось усиления головокружения. Шесть пациентов (15,0 %) страдали от симптомов ортостатической гипотензии до начала терапии. После терапии силодозином 2 пациента (5,0 %) отметили исчезновение симптома, а еще 1 (2,5 %) сообщил о возникновении гипотензии, хотя ранее такого не отмечал. Интересно, что 8 пациентов отметили улучшение симптомов расстройства зрения, 7 – уменьшение утомляемости и 7 – уменьшение расстройств пищеварения. Авторы полагают, что одной из причин этих наблюдений может быть улучшение общего состояния пациентов после терапии силодозином.
Значимого изменения объективных показателей систолического и диастолического артериального давления у пациентов на фоне приема силодозина не наблюдалось. У 12 пациентов (30,0 %), сохранявших сексуальную активность, было зарегистрировано значительное уменьшение оценок функции семяизвержения по опроснику ОМСЗ, хотя оценка беспокойства относительно нарушений эякуляции не изменилась.
Обсуждение и выводы
Результаты рандомизированного контролируемого исследования показали, что силодозин не вызывал существенных изменений показателей систолического и диастолического артериального давления, а также частоты сердечных сокращений по сравнению с контрольными значениями. Это выгодно отличает его, в частности, от тамсулозина, который приводил к статистически значимому падению систолического артериального давления. Такой профиль безопасности позволил авторам сделать вывод, что силодозин имеет ряд преимуществ при терапии пациентов с СНМП/ДГПЖ и артериальной гипертензией.
Ортостатическая гипотензия является одним из основных серьезных нежелательных явлений при лечении антагонистами альфа-адренорецепторов. В рамках настоящего исследования 15,0% пациентов отмечали ортостатическую гипотензию до начала лечения силодозином. После приема препарата ортостатическая гипотензия отмечалась у 12,5 % больных, однако у большинства из них она была и до терапии. Добавление силодозина к терапии пациентов, у которых ранее уже была ортостатическая гипотензия, не привело к ухудшению симптоматики.
Данная работа, являющаяся первым исследованием практического применения силодозина у пациентов, принимающих гипотензивные лекарственные препараты, показала, что силодозин является эффективным и безопасным средством терапии СНМП/ДГПЖ у данной категории пациентов и может рассматриваться в качестве предпочтительного метода лечения.
Материал подготовлен на основе статьи «Efficacy and safety of silodosin in the treatment of lower urinary tract symptoms in elderly men taking antihypertensive medications» («Эффективность и безопасность применения силодозина при лечении симптомов нижних мочевыводящих путей у пожилых мужчин, принимающих гипотензивные лекарственные препараты»), У Сок Чой (Woo Suk Choi) и соавт., опубликованной в журнале Prostate International в 2017 году.