Острые респираторные заболевания представляют собой огромную полиэтиологическую группу инфекционных заболеваний респираторного тракта, сходных по эпидемиологическим характеристикам, механизмам развития и клиническим проявлениям. Одним из наиболее частых осложнений острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) у детей, в связи с особенностями детского респираторного тракта, является острый ларингит (ОЛ).
По данным ряда авторов [1, 2], ОЛ является одним из самых распространенных заболеваний гортани. Многие врачи-клиницисты сходятся во мнении, что реальные показатели заболеваемости выше официально приводимых данных. По данным одних авторов [1], воспалительные заболевания гортани занимают второе место среди всей ЛОР-патологии, выявленной при массовом осмотре детей в организованных детских коллективах. По данным других авторов [2], на долю острого ларингита приходится от 0,5% до 3%.
Диагностика заболеваний гортани у детей всегда была сложной проблемой, что было обусловлено трудностью осмотра гортани ребенка, особенно раннего возраста, в связи с анатомическими и поведенческими особенностями. Но на сегодняшний день, в эпоху эндоскопии, при наличии ригидного эндоскопа, фиброриноларингоскопа, стробоскопии и видеоэндоскопической системы эта проблема решена. Фиброриноларингоскопия с применением тонкого фиброскопа (2,4 мм) особенно удобна у детей и позволяет в деталях оценить эндоскопические ориентиры нормального голосового аппарата при дыхании и фонации, а при необходимости выполнить фото или видеозапись. Так, признаками здоровой гортани считают розовый цвет слизистой, матовость голосовых складок, смыкание голосовых складок на всем протяжении, свободные валлекулы и грушевидные синусы, отсутствие слизи, новообразований и асимметрии (рис. 1).
ОЛ представляет собой острое воспаление слизистой оболочки гортани. Это заболевание может носить как первичный характер, так и являться осложнением других инфекционных болезней (ОРВИ, грипп, коклюш и т. д.). Этому способствует активный рост возбудителей, постоянно сапрофитирующих в гортани.
Наиболее частыми возбудителями ОЛ у детей являются вирусы. При этом в воспалительный процесс может вовлекаться трахеобронхиальное дерево. Клинически заболевание проявляется остро возникшей дисфонией, кашлем, болью в горле. При осмотре отмечается гиперемия задней стенки глотки. Однако данное состояние редко осложняется присоединением трахеобронхита бактериальной этиологии [3]. Стекание патологического отделяемого по задней стенке глотки (postnasaldrip syndrome) на фоне воспалительных заболеваний носоглотки у детей (риносинусит, аденоидит) может быть причиной развития вторичного (реактивного) ларингита [4].Клиническая симптоматика ОЛ у детей, возникшего как осложнение ОРВИ, может иметь неярко выраженный характер, проявляясь в виде незначительной дисфонии (осиплость, охриплость). В свою очередь это может приводить к позднему обращению за медицинской помощью или недооценке состояния пациентов, неадекватному назна��ению терапии, направленной на купирование ОЛ, либо отсутствию лечения как такового. При этом следует отметить, что при неэффективном лечении первого эпизода ларингита существует риск рецидива воспалительного процесса в гортани, вплоть до его хронизации [5]. Поэтому крайне важным является назначение своевременной и рациональной терапии ОЛ у данной группы.
Основным клиническим проявлением ОЛ является нарушение голоса — дисфония. Под дисфонией понимают охриплость или осиплость вплоть до полной потери голоса — афонии. При осмотре отмечается отек и гиперемия голосовых складок, что препятствует их нормальному колебанию в фазе фонации, приводя к возникновению дисфонии. Лечение нарушения голоса зависит от этиологического фактора и состояния дыхательной функции. В большинстве случаев, учитывая многообразие факторов, влияющих на качество голоса, необходим комплексный подход [6, 7]. Однако следует отметить, что на сегодняшний день во всем мире нет четких стандартов и руководств по лечению ОЛ. Поэтому вопрос о выборе препарата для лечения больного с дисфонией порой достаточно сложен. В базисную терапию входят ингаляции с противовоспалительными препаратами, иногда кортикостероиды по показаниям. Препаратами выбора в данной ситуации могут также стать гомеопатические средства, они с успехом могут быть использованы в симптоматической терапии ОЛ. Однако использование классических гомеопатических средств в широкой практике ограничено необходимостью специальных знаний по гомеопатии. Для широкого круга практикующих врачей привычнее и понятнее использование комплексных гомеопатических препаратов. Адаптированным к использованию врачом является комплексный гомеопатический препарат Гомеовокс®, который успешно применяется в 27 странах мира, в том числе в России с 2005 г.
Гомеовокс® специально разработан для лечения охриплости и восстановления голоса. В состав препарата входят природные компоненты, оказывающие выраженное противовоспалительное и муколитическое действие (табл. 1).
Гомеовокс® включен в различные актуальные регламентирующие документы, в том числе в методические рекомендации коллектива авторов «Возможности клинической гомеопатии в комплексной терапии острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей», Москва, Санкт-Петербург, 2017.
Показаниями к его применению является как функциональная, так и органическая дисфония у пациентов старше 6 лет. В настоящее время Гомеовокс® единственный лекарственный препарат, официально рекомендованный при различных нарушениях голоса, в том числе при ларингитах, потере голоса, хрипоте и усталости голосовых складок [17]. Эффективность препарата при лечении различной патологии гортани подтверждена рядом исследований [8, 9]. В инструкции по применению четко расписаны способы и дозировки приема препарата. Выпускается препарат в виде драже для рассасывания по 60 шт. в упаковке.
На базе НИКИ педиатрии им. акад. Ю. Е. Вельтищева было проведено сравнительное исследование, целью которого явилась оценка эффективности традиционной терапии ОЛ в комбинации с препаратом Гомеовокс® у детей.
Материалы и методы исследования
Для проведения исследования были обследованы 86 детей с жалобами на остро возникшую дисфонию на фоне ОРВИ в возрасте от 6 до 17 лет. Всем детям на первом приеме, помимо рутинного оториноларингологического осмотра, была проведена фиброларингоскопия для оценки состояния гортани. При более тщательном сборе анамнеза было установлено, что у 7 детей родители ранее уже отмечали явления дисфонии, а также у 2 мальчиков в возрасте 12 и 13 лет была заподозрена дисфония на фоне мутационного периода становления голоса (табл. 2). По результатам эндоскопического обследования у 7 (8%) детей были диагностированы узелки голосовых складок, а также в двух случаях (2,3%) был поставлен диагноз «мутационная дисфония» (рис. 2). Данные диагнозы явились критерием исключения из группы исследования. У оставшихся 77 детей был диагностирован ОЛ: отек и гиперемия слизистой надскладкового отдела гортани, гиперемия и отек голосовых складок, их недосмыкание при фонации (рис. 3).
Всем детям были назначены: этиотропное и симптоматическое лечение ОРВИ, щелочные ингаляции, по показаниям — глюкокортикостероиды, системная антибактериальная терапия (в случае клинических проявлений присоединения бактериальной инфекции). В основную группу вошло 40 детей, которым для непосредственного лечения дисфонии был назначен Гомеовокс® в лечебной дозе по 2 таблетки каждый час (не более 24 таблеток в сутки), по мере улучшения состояния — по 2 таблетки 5 раз в день. Контрольную группу составили 37 детей, лечение которых проводилось без препарата Гомеовокс®.
Повторный осмотр пациентов осуществлялся на 3-и и на 6-е сутки лечения. Пациентам проводилась фиброларингоскопия. При повторном сборе анамнеза в обеих группах обращали внимание на временные интервалы и динамику (или ее отсутствие) регресса дисфонии. В опытной группе также особое внимание уделялось при сборе анамнеза на наличие или отсутствие каких-либо трудностей, связанных с приемом препарата, особенно у детей дошкольного возраста.
Результаты исследования
При анализе результатов на 3-и сутки лечения улучшение качества голоса отмечалось у 22 (55%) пациентов основной группы, в комплексном лечении которых использовался Гомеовокс®, и у 19 (51,35%) пациентов контрольной группы. Отсутствие жалоб на нарушение голоса к 3-му дню терапии отмечалось у 9 (22,5%) пациентов основной группы, что в 1,6 раза чаще по сравнению с группой контроля, в которой подобные жалобы перестали предъявлять только 5 (13,5%) пациентов (рис. 4). Несмотря на проводимое в течение 3 суток лечение, отсутствие положительной динамики в улучшении качества голоса отмечалось у 13 (35,1%) пациентов контрольной группы и лишь у 9 (22,5%) пациентов основной группы.
Таким образом, включение препарата Гомеовокс® в схему лечения пациентов с ОЛ позволило восстановить качество голоса и ускорить выздоровление у большего количества пациентов, нежели в контрольной группе.
При проведении осмотра на 6-е сутки лечения все 40 (100%) пациентов основной группы не предъявляли жалобы на дисфонию, при проведении фиброларингоскопии у 38 (95%) детей отмечено полное восстановление нормальной ларингоскопической картины (рис. 6). У 2 (5%) детей сохранялась умеренная гиперемия слизистой надгортанника. Им была рекомендована консультация гастроэнтеролога, так как в анамнезе были указания на срыгивания и боль в животе после приема пищи.
Среди детей контрольной группы, не получавших Гомеовокс® в качестве терапии дисфонии, на 6-е сутки лечения сохранялись жалобы на осиплость у 7 (18,9%) пациентов, остальные 30 (81%) детей жалоб на нарушение голоса не предъявляли. При проведении фиброларингоскопии у 8 (21,6%) пациентов сохранялась умеренная гиперемия слизистой надскладкового отдела гортани, при этом голосовые складки были бледные, матовые, свободный край ровный.
Назначение препарата Гомеовокс® пациентам с острым ларингитом уже в первые сутки лечения способствует нормализации ларингоскопической картины гортани, что свидетельствует о выраженном противовоспалительном действии компонентов препарата.
При оценке переносимости препарата родители детей контрольной группы в 100% случаев оценивали как отличную, никаких аллергических реакций выявлено не было.
Обсуждение
Нарушение голоса разной степени выраженности, возникающее при ОЛ у детей, является основной жалобой при обращении родителей за квалифицированной медицинской помощью. В структуре общей патологии ЛОР-органов частота случаев возникновения дисфонии разнится от 4,4% до 30,3% [10–15]. Столь значительный разброс данных связан, скорее всего, с различными методиками, используемыми авторами в своих исследованиях.
Учитывая риск хронизации воспалительного процесса у детей, крайне важно своевременное назначение не только эффективного, но максимально безопасного лечения. В противном случае велика вероятность больших медико-социальных потерь, удлинения и увеличения кратности курса лечений, увеличения количества койко-дней, проведенных в стационаре, пропуска занятий детьми и подростками в школе, в институте, выплат пособий по уходу за ребенком родителям [16].
В ходе нашего исследования было установлено, что степень выраженности дисфонии напрямую коррелировала с нагрузкой на голосовой аппарат ребенка. Особенно ярко это было выражено у детей младших возрастных групп. Чрезмерная нагрузка, особенно в шумном помещении, являлась основной причиной усиления выраженности нарушения голоса. Таким образом, отсроченное наступление положительной динамики в ходе лечения ОЛ или затяжное проявление дисфонии могло быть в первую очередь связано именно с этим фактором риска. Нарушение носового дыхания, ринорея, острый фарингит — все эти клинические проявления ОРВИ также играли немаловажную роль в клиническом течении дисфонии.
В нашем исследовании при опросе родителей особое внимание обращалось, насколько тщательно выполнялись предписания врача, не было ли пропуска приема препаратов, насколько удобно и комфортно для родителей и детей проходило лечение. Ни один из пациентов или их родителей не испытывал трудностей при приеме лекарственных средств, в том числе при приеме препарата Гомеовокс®.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что препарат Гомеовокс® имеет выраженный положительный эффект при купировании дисфонии на фоне ОЛ у детей. А именно, уже в первые сутки лечения у большего количества пациентов с ОЛ отмечается улучшение качества голоса или полное его восстановление. К концу терапии, к 6-му дню лечения, у 100% пациентов, принимающих Гомеовокс®, голос полностью восстанавливается.
Назначение препарата Гомеовокс® позволяет уже в первые дни терапии значительно уменьшить воспалительные изменения в гортани, а также позволяет полностью нормализовать ларингоскопическую картину у 95% детей к 6-м суткам лечения.
Опрос родителей и пациентов основной группы показал хорошую переносимость препарата Гомеовокс® и высокую приверженность к лечению.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование подтвердило высокую эффективность препарата Гомеовокс® в лечении дисфонии у детей при ОЛ. Включение препарата Гомеовокс® в схему терапии острого ларингита у детей позволяет быстрее восстановить качество голоса, купировать воспалительные явления в гортани и тем самым сократить длительность заболевания.
Учитывая результаты исследования препарата Гомеовокс®, его признанную эффективность и наличие официально зарегистрированных показаний к применению при ларингитах и различных нарушениях голоса, целесообразно рекомендовать лекарственный препарат Гомеовокс® в качестве необходимого компонента в комплексной терапии воспалительных заболеваний гортани.
Литература
- Радциг Е. Ю., Ермилова Н. В., Селькова Е. П. Ларингит у детей: этиология, распространенность и способы профилактики // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2013. Т. 92. № 5. С. 63–68.
- Романенко С. Г., Павлихин О. Г., Гуров А. В., Изотова Г. Н., Лесогорова Е. В. Место макролидов в антибактериальной терапии острого неосложненного ларингита // Медицинский совет. 2013. № 2. С. 13–17.
- Cohen S. M., Kim J., Roy N. et al. Prevalence and causes of dysphonia in alarge treatment-seeking population // Laryngoscope. 2012; 122: 343–348.
- Lin Chung E., Yan H., Tou J. et al. Clinical analysis for 56 cases of postnasal drip syndrome // Am J Rhinol Allergy. 2013 Aug; 27 (15): 847–849.
- Kiakojoury K., Dehghan M., Hajizade F. et al. Etiologies of dysphonia in patients referred to ENT clinics based on videolaryngoscopy // Iran J Otorhinolaryngol. 2014; 26: 169–174.
- Wilson D. K. Children’s voice problems. In: Voice Problems of children, 3 rd ed. Philadelphia: Williams & Wilkins; 1987. P. 1–15.
- Colton R. H., Casper J. K., Leonard R. Understanding Voice Problems: A physiological perspective for diagnosis and treatment. Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins; 2005. P. 498.
- Степанова Ю. Е., Готовяхина Т. В., Корнеенков А. А., Корень Е. Е. Комплексное лечение дисфоний у лиц голосоречевых профессий // Вестник оториноларингологии. 2017; 82 (3): 48–53.
За полным списком литературы обращайтесь в редакцию
А. И. Асманов*, 1, кандидат медицинских наук
Н. Д. Пивнева*, кандидат медицинских наук
Д. В. Дегтярева**, кандидат медицинских наук
* ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова МЗ РФ, Москва
** ФГБУ НКЦО ФМБА России, Москва
1 Контактная информация: alan-asmanov@yandex.ru
Купить номер с этой статьей в pdf