В структуре острых инфекционных заболеваний у детей до 90% случаев приходится на острую респираторную патологию, при которой одной из частых причин обращения родителей в поликлиническую сеть является лихорадка [1]. Известно, что лихорадка представляет собой защитно-приспособительную реакцию организма, возникающую в ответ на воздействие патогенных раздражителей, что сопровождается повышением температуры [2, 3]. Вместе с тем гипертермия является наиболее значимым и сложным симптомом в работе врача и требует профессионального мастерства и индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Известно, что у детей респираторные заболевания зачастую проявляются высоким уровнем лихорадки, головной болью, миалгиями, что требует принятия неотложных мер по их устранению. Необходимо к тому же учесть, что дети по сравнению со взрослыми значительно хуже переносят болевой синдром различного происхождения. С этих позиций чрезвычайно актуальным является своевременное обоснованное назначение наиболее эффективного и безопасного лекарственного средства, обладающего комплексным воздействием на организм ребенка, объединяющего антипиретические, анальгезирующие и противовоспалительные эффекты [4]. Сведения о влиянии антипиретиков на степень приверженности родителей детей с рекуррентными острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ) единичны и крайне ограничены [5].
Целью настоящей работы было изучить отдельные клинические факторы на приверженность родителей к подходам к терапии у детей с ОРЗ.
Пациенты и методы исследования
Было обследовано 97 детей (64 мальчика, 33 девочки) в возрасте от 3 до 6 лет (средний возраст составил 4,7 ± 0,43 года), находящихся на лечении в детском отделении клиники медицинского университета (им. В. К. Меньшикова) ГБОУ ВПО Казанский ГМУ МЗ РФ в период с 2014 по 2015 гг. Все дети были разделены по группам в зависимости от проводимой антипиретической терапии. Так, первую группу составили 23 пациента, которым применялся парацетамол в разовой дозе 10–15 мг/кг, вторую — 36 детей, купирование лихорадки у которых проводилось ибупрофеном (разовая доза — 6–10 мг/кг), в третью группу были включены 38 детей, получавших комбинированный жаропонижающий препарат Ибуклин Юниор®, в состав которого входят 100 мг парацетамола и 125 мг ибупрофена, в суточной дозе не более 3 таблеток, курсом не более 3 суток.
Всем исследуемым пациентам в соответствии со стандартом проводились клинико-инструментальные методы исследования, включающие в себя сбор анамнеза жизни и заболевания, оценку соматического статуса, исследование общего анализа крови (при поступлении и на момент клинического выздоровления), мочи, кала, по показаниям рентгенографию органов грудной клетки. Пациентам проводилось биохимическое исследование крови, соскоб на яйца остриц, анализы кала на яйца глистов и лямблий. При необходимости ребенок консультировался специалистами: оториноларингологом, кардиологом, неврологом, аллергологом.
Дети ежедневно осматривались врачом-педиатром с регистрацией результатов осмотра в истории болезни ребенка, а также в специально составленной нами индивидуальной карте пациента. Оценка комплаентности (число отказов от лечения ввиду неэффективности, непереносимости лекарственного средства или неудовлетворенности органолептическими свойствами препарата) проводилась путем анкетирования родителей. Удовлетворенность результатами лечения комбинированным препаратом родители пациентов оценивали по интегральной шкале IMPSS (Integrative Medicine Patient Satisfaction Scale):
- полностью удовлетворен;
- удовлетворен;
- отношусь нейтрально;
- неудовлетворен;
- крайне неудовлетворен.
Верификацию отдельных этиологических факторов осуществляли неинвазивным прямым методом иммунофлюоресценции (ИФЛ) на мазках из носа по Е. С. Кетиладзе и др. (1964) [6]. Диагностировалось наличие респираторно-синцитиального вируса (РС-вируса), аденовирусов, вирусов парагриппа 1-го и 2-го типов, риновирусов, а также Mycoplasma pneumonia, Chlamidоfila pneumonia.
С целью исключения перекрестного инфицирования, возможного по прошествии 1–2 суток после госпитализации, забор материала производили в приемном покое при поступлении пациента в стационар.
Статистическая обработка полученных данных проведена с помощью программы Statistica 6.0. Для характеристики полученных данных использовали стандартное (среднеквадратическое) отклонение, достоверными считали результаты при р < 0,05.
Результаты
В ходе исследования было установлено, что в этиологической структуре (ОРЗ) наблюдаемых нами пациентов преобладали вирусы парагриппа, аденовирусы и C. pneumoniae (табл. 1).
Клинический анализ показал, что лихорадка при аденовирусной инфекции характеризовалась постепенным повышением до фебрильных цифр длительностью до 7 суток с последующим переходом в субфебрилитет на протяжении 5–7 дней. Лихорадка у детей, в этиологической структуре которых выявлялся вирус парагриппа, была кратковременной на фоне умеренно выраженных симптомов интоксикации. У детей с этиологическим фактором РС-вируса заболевание развивалось постепенно. Симптомы интоксикации протекали в виде дыхательной недостаточности и фебрильной температуры с последующим подъемом на 2–3 сутки до пиретических цифр.
Выбор жаропонижающего препарата парацетамола у детей первой группы в купировании лихорадки основывался на доказанной эффективности его в быстром снижении температуры. Использование у пациентов второй группы в качестве антипиретического лекарственного средства ибупрофена в лечении лихорадки было обосновано в первую очередь его противовоспалительным действием и длительным доказанным жаропонижающим эффектом.
В качестве жаропонижающего средства в терапии детей третьей группы в соответствии с клиническими рекомендациями для педиатров (Союз педиатров России, 2011) нами была применена комбинация ибупрофена и парацетамола в виде готовой лекарственной формы. Выбор препарата основывался на том, что он оказывает жаропонижающее, противовоспалительное и анальгезирующее действие и проявляет более широкий спектр фармакологической активности. Фармакокинетика комбинированного препарата основана на угнетении циклооксигеназы 1 и 2, нарушении метаболизма арахидоновой кислоты, уменьшении количества простагландинов как в очаге воспаления, так и в здоровых тканях и подавлении экссудативной и пролиферативной фаз.
Неопровержимым преимуществом является форма выпуска комбинированного препарата в виде диспергируемых таблеток. В нашем исследовании режим дозирования пациентам включал комбинацию 125 мг ибупрофена и 100 мг парацетамола курсом не более 3 таблеток. В ходе исследования нами оценивались безопасность, эффективность, удобство применения данных лекарственных средств и количество дней госпитализации с учетом мнения родителей. Проведено интервью с помощью анкетного опроса родителей об удовлетворенности купирования лихорадки у детей с ОРЗ. Анкета включала данные анамнеза, сведения о клиническом течении ОРЗ, длительность лихорадки и характера ее проявлений. Анализ анкет в количестве 97 показал, что при применении комбинированного препарата практически все родители 3-й группы были уверены в безопасности лечения детей, причем в 1-й и 2-й группах, которые получали препараты парацетамол и ибупрофен в отдельности, таких родителей оказалось меньше (рис. 1, 2).
Назначение комбинированного препарата ибупрофена и парацетамола улучшало качество жизни не только в отношении снижения температурной кривой, но и за счет более быстрого купирования воспалительных изменений со стороны верхних дыхательных путей, характерных для многих респираторных инфекций (рис. 3).
В ходе исследования также были установлены причины неудовлетворенности родителей купированием лихорадки назначенными препаратами. Так, в 1-й и 2-й группах с использованием парацетамола и ибупрофена в отдельности 28,33% родителей отметили причины неудовлетворенности используемых препаратов, тогда как среди родителей, чьи дети получали комбинированный препарат ибупрофена и парацетамола, таких было всего лишь 5,26% (р < 0,05; табл. 2).
В целом среди обследованных групп пациентов выявлен высокий уровень комплаентности к комбинированному препарату ибупрофен + парацетамол.
Также в отношении парацетамола родителями были отмечены кратковременность эффекта и в 1 случае — диспепсия, что касается приема ибупрофена, то в ряде наблюдений были зарегистрированы аллергические реакции в виде мелкоточечных высыпаний в области щек.
Как показали данные проведенных исследований, взаимодополняющая комбинация компонентов препарата проявляла большую эффективность в отношении лихорадки, чем компоненты в отдельности, обеспечивала быстрое снижение температуры на длительное время (рис. 4). Терапевтический режим на основе назначения комбинированного препарата ибупрофена и парацетамола является более удобным и простым при практическом отсутствии нежелательных реакций. Сказанное хорошо согласуется с проведенным рандомизированным контролируемым исследованием, выполненным экспертами Бристольского университета в 2008 г. Так, при независимой проверке ни один из нежелательных эффектов не был отнесен к процессу исследования либо к влиянию исследованных препаратов [7].
Таким образом, прием комбинированного препарата ибупрофен + парацетамол значительно сокращал сроки воспалительных поражений верхних дыхательных путей, проявил себя как безопасный в детской практике препарат и оказывал более длительный жаропонижающий эффект.
Заключение
Медикаментозная терапия при выборе оптимального препарата антипиретического действия должна учитывать предпочтения самого пациента и его родителей в выборе препарата, а также сомнения и опасения в вопросах лечения. Эффективное взаимодействие врача и родителей ребенка с острой респираторной инфекцией и совместное принятие решений позволят улучшить приверженность и повысить шанс на достижение антипиретического действия, устранения воспалительных эффектов и купирования болевых синдромов. Одной из перспективных альтернатив в этом плане является назначение комплексного комбинированного препарата, эффективность которого достигается длительным периодом фармакологического действия, включающего противовоспалительный и анальгезирующий эффекты.
Литература
- Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с острым тонзиллитом. М.: Союз педиатров России, 2015. С. 10.
- Баранов А. А., Таточенко В. К., Бакрадзе М. Д. Лихорадочные синдромы у детей: рекомендации по диагностике и лечению / Под общ. ред. А. А. Баранова, В. К. Таточенко, М. Д. Бакрадзе. М.: Союз педиатров России, 2011. 228 с.
- Ключников С. О., Барсукова М. В., Дубович Е. Г., Суюндукова А. С. Рациональные подходы к применению жаропонижающих препаратов у детей // МРЖ. 2010; (5): 243–247.
- Пикуза О. И., Закирова А. М. Лихорадка в практике врача педиатра: современные возможности эффективной терапии // Практическая медицина. № 9 (85). 2014. С. 89–93.
- Кремлева О. В. Проблемы нонкомплаентности в соматической клинике, тактики преодоления // Мед. психол. в России: электрон. науч. журнал. 2013; (4): 21. http://mprj.ru/archiv_global/2013_4_21/nomer/nomer11.php (дата обращения: 29.06.2015).
- Кетиладзе Е. С. Клиника и распознавание парагриппозных, аденовирусных заболеваний и гриппа. Дисс. … д.м.н. М., 1965. 30 с.
- Hey A. D. et al. Paracetamol plus Ibuprofen for the treatment of fewer in children (PITCH).//BMJ. 2008. 337: а 1302.
А. М. Закирова*, 1, кандидат медицинских наук
О. И. Пикуза*, доктор медицинских наук, профессор
А. В. Пикуза*, кандидат медицинских наук
Л. Ф. Рашитов**, кандидат медицинских наук
* ФГБОУ ВО КГМУ МЗ РФ, Казань
** ФГАОУ ВО КФУ МОиН РФ, Казань
1 Контактная информация: azakirova@gmail.com
Купить номер с этой статьей в pdf