С помощью технологий нейровизуализации и искусственного интеллекта ученым удалось определить 6 различных биотипов депрессии и тревоги. Результаты данного исследования, опубликованного в журнале Nature Medicine, обладают высокой клинической ценностью.
Депрессивные и тревожные расстройства – это гетерогенная группа психических заболеваний, что проявляется в виде различий в клинической картине и индивидуальной ответной реакции на лечение. Так, около 30% пациентов характеризуется резистентностью к назначенному лечению, а примерно половина пациентов с генерализованным тревожным расстройством не отвечают на терапию препаратами первой линии.
Универсальный подход в лечении депрессивных и тревожных расстройств заключается в эмпирическом подборе терапии, что зачастую может быть достаточно долго, дорого и неприятно для пациента.
Целью данного исследования стало формирование более персонализированного подхода в диагностике депрессивных и тревожных расстройств.
Всего были проанализированы данные 801 взрослого пациента по результатам функциональной МРТ в спокойном состоянии, а также при решении определенных когнитивных тестов и в процессе эмоций.
Всего благодаря технологиям машинного обучения (кластерный анализ) удалось выделить 6 нейропаттернов: стандартный (default circuit), приоритетный (salience circuit), внимательный (attention circuit), отрицательно аффективный (negative affect circuit), положительно аффективный (positive affect circuit) и когнитивный контроль (cognitive control circuit).
Что особенно важно с клинической точки зрения, идентифицированные нейропаттерны характеризовались различной индивидуальной ответной реакцией на медикаментозное лечение и когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).
Например, для пациентов с биотипом высокой активности в когнитивных зонах мозга характерна высокая эффективность лечения венлафаксином в сравнении с другими биотипами. В то же время пациенты с биотипом высокой активности в спокойном состоянии (активные зоны, ассоциированные с депрессией и решением проблем) демонстрировали хороший ответ на КПТ, а пациенты другого биотипа с низкой активностью в покое, наоборот, отвечали на КПТ хуже.
Полученные данные дают более глубокое представление о нейробиологических процессах, лежащих в основе депрессивных и тревожных расстройств, и позволят реализовать принципы персонализированной медицины в лечении таких пациентов.