Употребление низкоуглеводной диеты с высоким содержанием жиров – кетодиеты – ассоциировано с повышением уровня ЛПНП и увеличением риска развития сердечно-сосудистых событий. К такому выводу приходят авторы наблюдательного исследования, результаты которого были представлены на Всемирном конгрессе кардиологии 2023 от Американской коллегии кардиологии (AHA).
Вероятно, это первое исследование, которое демонстрирует связь между диетой, ограничивающей прием углеводов, с риском атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний.
Основа кетодиеты в данном исследовании заключалась в употреблении не более 25% от общей потребности в энергии в виде углеводов и более 45% в виде жиров. Такая интерпретация диеты несколько отличается от классической строгой кетодиеты, где ограничение углеводов представлено в еще большей степени.
Тема показалась интересной? Вся актуальная информация (и даже больше) – в нашем телеграм канале. Подписывайтесь!
Для оценки эффекта кетоподобной диеты использовались данные Биобанка Великобритании – всего было отмечено 305 участников, придерживающихся кетоподобной диеты (73% женщин, средний возраст 54 года); в качестве контрольной группы, сопоставимой по возрасту и полу, были отобраны данные 1220 участников со стандартной диетой. В основной группе в среднем отмечались более высокие уровни ИМТ (27,7 против 26,7 кг/м2) и частоты сахарного диабета (4,9% против 1,7%). Эти обстоятельства лежат в основе одного из главных ограничений данного исследования.
Согласно полученным данным, в группе участников с кетодиетой отмечались более высокие уровни ЛПНП (3,8 ммоль/л против 3,64), а также аполипопротеина B (1,09 г/л против 1,04 г/л) – для обоих показателей отмечалась статистически значимая разница, p<0,01). Кроме того, гиперхолестеринемия (уровень холестерина выше 5 ммоль/л) чаще встречалась в основной группе в сравнении с контрольной (10% и 5%, соответственно).
Средний срок наблюдения составил около 12 лет. За это время в группе кетоподобной диеты у 9,8% участников исследования произошло по меньшей мере одно из сердечно-сосудистых событий (стенокардия, инфаркт миокарда, ИБС, инсульт, заболевания периферических артерий, каротидная/коронарная реваскуляризация). В контрольной группе этот показатель составил 4,3%. Даже после стандартизации групп по таким факторам риска как сахарный диабет, артериальная гипертензия, ожирение и курение, участники исследования с кетодиетой характеризовались двукратно повышенным риском развития сердечно-сосудистых событий (HR, 2.18; P < .001).
Некоторые специалисты считают, что повышение уровня ЛПНП на фоне кетодиеты является закономерным следствием употребления большего количества жиров и не должно вызывать беспокойства, однако результаты данного исследования демонстрируют разницу именно в клинических исходах среди тех, кто придерживается такого типа диеты.
Исследование носит характер обсервационного и не способно определить причинно-следственную связь наблюдаемого явления. Кроме того, в работе присутствуют методологические ограничения, связанные с выборкой участников исследования. Полученные результаты лишь информируют о возможных последствиях следования этой диете, но не могут рекомендовать ее избегать.