25-09-2021

По статистике Центра по контролю и предотвращению заболеваний США распространенность ожирения и избыточной массы тела среди взрослого населения страны составляет более 40%. В мире этот показатель достигает 13%, а в России, согласно оценке ВОЗ, ожирением или избыточной массой тела страдает порядка 23% населения старше 18 лет. Согласно распространенному мнению, ключевыми предикторами ожирения являются гиподинамия – низкий уровень физической активности – и переедание – избыточное потребление высококалорийной пищи.

Реклама

Современные подходы к лечению ожирения основаны на принципах модели «энергетического баланса» (ЭБ; energy balance model), согласно которой, в основе физиологический регуляции набора жировой массы тела лежит разница между потребляемой и расходуемой энергией. Однако данная модель не учитывает биохимические свойства пищи (напр., содержание микро- и макронутриентов, углеводов, натрия) и их влияние на эндокринную регуляцию метаболизма, таким образом упуская из внимания фундаментальные физиологические механизмы патогенеза ожирения и метаболического синдрома.

Альтернативная углеводно-инсулиновая модель ожирения (УИ, carbohydrate-insulin model) учитывает не только энергетическую ценность, но и биохимический состав продуктов питания и предлагает рассматривать набор жировой массы тела как следствие нарушения гормонального ответа на прием пищи с высокой гликемической нагрузкой и/или гликемическим индексом. Эта гипотеза, предложенная еще в начале прошлого века, подтверждается данными клинических, эпидемиологических и молекулярно-генетических исследований, рассмотренных в обзоре, опубликованном в журнале The American Journal of Clinical Nutrition.

«В период активного роста количество потребляемой энергии может увеличиваться на 1000 калорий в сутки, однако при сбалансированном рационе и адекватном поступлении всех необходимых микро- и макроэлементов, общее увеличение количества потребляемой пищи в подростковом возрасте редко становится независимой причиной ожирения» – прокомментировал ведущий автор исследования Dr. David Ludwig, эндокринолог Детской больницы Бостона, профессор Гарвардской медицинской школы.

Реклама

Модель УИ объясняет неуклонный рост распространенности ожирения, который наблюдается на фоне активной общественной пропаганды здорового образа жизни, не склонностью к перееданию, а нутритивными и биохимическими свойствами продуктов, например гликемическим индексом и гликемической нагрузкой, которые влияют на направленность гормонального и метаболического ответа на поступление пищи. Так, употребление продуктов с высоким гликемическим индексом вызывает повышение секреции инсулина и снижение выработки глюкагона, способствуя активации липогенеза и депонированию избытка энергии в форме триглицеридов, подавлению липолиза и снижению доступности энергии для обеспечения базовых метаболических процессов организма. Гуморальный сигнал о снижении скорости обмена веществ и недостатке энергии поступает в мозг, где формируется чувство голода и соответствующий поведенческий ответ, поэтому, несмотря увеличение количества потребляемых калорий и набор веса, человек продолжает испытывать чувство голода.

Таким образом, модель УИ обладает более высокой прогностической ценностью по сравнению моделью ЭБ в предсказании метаболического ответа на изменение энергетического баланса. Тем не менее, для выбора оптимальной стратегии снижения веса необходимо более глубокое понимание физиологических основ патогенеза ожирения и проведение сравнительного анализа эффективности каждого подхода и их комбинации.

Источник: David S.L. et al. The carbohydrate-insulin model: a physiological perspective on the obesity pandemic // The American Journal of Clinical Nutrition, 2021; DOI: 10.1093/ajcn/nqab270

Реклама