Добиться снижения риска депрессии можно довольно неожиданным способом – просыпаясь на час раньше. Такие результаты были представлены в майском номере журнала JAMA Psychiatry.
Исследователями из Колорадского университета в Боулдере, Массачуссетского института и Гарварда были представлены серьезные доказательства того, что определенный хронотип (склонность ложиться спать в определенное время) влияет на риск развития депрессивных расстройств. Результаты работы особенно важны в свете тех изменений режима сна, которые происходили с людьми во время самоизоляции и происходят при возвращении к "обычному" ритму жизни.
"О связи между временем сна и настроением известно сравнительно давно, но оставался важный практический вопрос – как нужно сдвинуть эти временные рамки, чтобы получить положительный эффект для психического здоровья?", – комментирует статью профессор Сэлин Веттер, одна из авторов статьи.
В предыдущих обсервационных исследованиях было показано, что хронотип "совы" связан с примерно двукратным риском развития депрессии в сравнении с "жаворонками" вне зависимости от длительности сна. Но поскольку дистимические расстройства могут нарушать паттерны сна, исследователям было сложно понять, какое из явлений является "первопричиной".
В 2018 году Веттер с соавторами опубликовала результаты исследования режима сна 32 000 медсестер, которые показали, что "жаворонки" на 27% реже страдали депрессией. На этот раз ученые использовали новый подход, используя данные компании по ДНК-тестированию "23andMe", биомедицинскую базу данных Биобанка Великобритании и метод "менделевской рандомизации".
Известно более 340 генетических вариантов, отвечающих за хронотип человека, в том числе "часовой ген" PER2. Считается, что генетика обуславливает 12-42% предпочтений в вопросах сна. В актуальном исследовании оценивались данные 850 000 человек, среди них 85 000 использовали трекеры сна в течение 7 дней и 250 000 заполнили опросники о предпочтениях в сне – около трети опрошенных идентифицировали себя как "жаворонки", 9% как "совы", остальные находились между этими категориями. Точка середины сна приходилась на 3 часа ночи, т.е. в среднем участники исследования ложились в 11 часов вечера и вставали в 6 утра.
В ходе анализа данных ученые пришли к выводу, что смещение точки середины сна на час ранее соответствовало 23% снижению риска развития депрессивных расстройств.
На простом примере это выглядит так: если человек, который обычно ложится спать в 1 час ночи, перестроит свой режим на час раньше и будет ложиться в полночь, вероятность развития депрессии у него снизится на 23%; если же он будет ложиться в 11 часов, то риск снизится примерно на 40%. В то же время исследование не дает точного ответа по поводу того, могут ли "жаворонки" перестраивать свой ритм на более раннее время и получать такое же преимущество.
Авторы работы предполагают, что более раннее пробуждение позволяет чаще находиться при дневном свете, что приводит к каскаду различных гормональных изменений, влияющих на настроение. Другие исследователи отмечают, что наличие циркадных ритмов, отличающихся от большинства других людей, может само по себе быть фактором развития депрессии в обществе, в большей мере построенном на людях, которые встают рано.