03-02-2017

Изменение генетического кода давно перешло из разряда научной фантастики в повседневную реальность. В 1972 году впервые удалось создать генетически модифицированный микроорганизм, и вскоре после этого специальным образом модифицированные бактерии стали использоваться для производства соматостатина и инсулина. В 1994 году на рынке впервые появились генетически модифицированные пищевые продукты.

Реклама

При редактировании генома проводится включение, удаление или перемещение фрагментов ДНК в геноме организма при помощи так называемых «молекулярных ножниц». Впрочем, до сегодняшнего дня существующие технологии считались недостаточно точными, чтобы применяться у человека. Это может стать возможным благодаря недавней разработке. Об этом сообщил в интервью Агентству городских новостей «Москва» Денис Ребриков, проректор по научной работе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова, заведующий лабораторией клеточных технологий ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии» им. академика Кулакова. «За последние несколько лет были открыты принципиально новые, очень точные «генетические ножницы». Теперь мы можем пришить «генетическую заплатку» в строго определенном месте генома, и это дает нам возможность вывести технологию в медицинскую плоскость». О перспективах модифицирования генома в терапевтических целях также сообщил директор центра Геннадий Сухих в ходе XI международного конгресса по репродуктивной медицине: «Пройдет короткое совсем время, год-два, может, меньше гораздо, когда будут рождены дети после модификации и исправления, редактирования генома».

Возможность модификации генов еще не родившегося человека может вызвать вопросы не только технического, но и этического характера. Однако Ребриков уверен, что их удастся разрешить: «Здесь нельзя проводить параллели с евгеникой... В такой системе нет нарушения существующих морально-этических норм, потому что нет никаких ограничений на размножение». Он обратил внимание на то, что в большинстве случаев результата можно добиться с помощью уже широко распространенной технологии ЭКО: «В 99% всех сложных случаев мы можем выбрать здоровый эмбрион из существующих вариантов, нам даже не придется чинить гены».

Реклама

С такой позицией согласны не все ученые. Например, против терапевтической модификации генома высказывается Джеймс Козубек, биолог Кембриджского университета и автор книги «Modern Prometheus: Editing the Human Genome with Crispr-Cas9». Он рассказал Daily Mail, почему, по его мнению, лечение генетических заболеваний может привести к исчезновению феномена гениальности.

Впрочем, кроме «фетальной терапии», возможны и другие применения этой технологии. Сам Ребриков предлагает использовать ее для «исправления генетических нарушений в отдельных типах клеток и тканей пациента», что может помочь в борьбе с опухолевыми заболеваниями. Кроме того, в марте 2016 года в журнале Nature сообщалось об успешном применении методов редактирования генома для борьбы с ВИЧ.

Полный текст интервью приведен на сайте Агентства городских новостей «Москва». Более детально с методикой редактирования генома CRISPR/Cas9 можно ознакомиться здесь.

Реклама