Риск рака гортани у курильщиков в 10–20 раз выше, чем у некурящих

19-05-2025
О сочетанном влиянии ВПЧ-инфекции и табакокурении – в статье.

В 2021 году в России было зарегистрировано 4,3 тыс. случаев рака гортани при уровне смертности 2,5 тыс. на 100 тыс. человек. Онкологи все чаще обращаются к молекулярным механизмам канцерогенеза, связанным с вирусом папилломы человека (ВПЧ) и табакокурением. Как один из наиболее агрессивных модифицируемых факторов риска, курение оказывает негативное влияние на развитие злокачественных новообразований. Однако его модификация или полное устранение может значительно улучшить прогноз заболевания, считает

Реклама
Анастасия Стукань, к.м.н., врач-онколог, химиотерапевт Федеральной сети клиник экспертной онкологии «Евронко», старший научный сотрудник НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, г. Краснодар.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в 2019 году ВПЧ стал причиной почти 700 тыс. случаев заболевания раком в мире. Именно ВПЧ, а особенно его 16-й и 18-й типы, вместе с курением и чрезмерным употреблением алкоголя входят в число основных факторов риска развития рака ротоглотки. «Как по отдельности, так и в комбинации все эти факторы значительно влияют на течение и прогноз заболевания, — отмечает Анастасия Стукань. — Синергичное воздействие сигаретного дыма, алкоголя и онкогенных типов ВПЧ усиливает канцерогенез и генетическую нестабильность пораженных клеток».

Особенно пагубное воздействие на органы головы и шеи оказывает табакокурение. Согласно данным итальянских ученых, риск рака гортани у курильщиков в 10–20 раз выше, чем у некурящих. Исследования показывают, что сигаретный дым вызывает гиперэкспрессию онкопротеинов Е6 и Е7 в эпителиальных клетках, что приводит к повреждению ДНК и снижению экспрессии опухолевого супрессора р53. Этот процесс способствует интеграции вируса в геном клетки и дальнейшему прогрессированию опухоли.

Активация сигнального пути PI3K/AKT/mTOR под воздействием сигаретного дыма усиливает пролиферацию и выживаемость клеток, инфицированных ВПЧ, создавая условия для их трансформации в злокачественные, поясняет онколог. Кроме того, онкопротеины Е6 и Е7, продуцируемые ВПЧ, в сочетании с компонентами сигаретного дыма способствуют развитию генетической нестабильности и активному размножению вируса. «Таким образом, — констатирует Анастасия Стукань, — канцерогенное влияние сигаретного дыма значительно возрастает при наличии ВПЧ-инфекции, что подтверждается многочисленными исследованиями. Данные международной группы исследователей

Реклама
указывают на повышенный риск развития орофарингеального плоскоклеточного рака (ОФПКР) у курильщиков с ВПЧ-положительными опухолями по сравнению с некурящими пациентами».

Роль супероксиддисмутазы (СОД) в этом контексте также заслуживает внимания, подчеркивает онколог. «Она является ключевым антиоксидантным ферментом, защищающим клетки от оксидативного стресса, — объясняет врач. — Однако сигаретный дым подавляет активность СОД, что усиливает накопление свободных радикалов и повреждение ДНК. В условиях ВПЧ-инфекции этот механизм усугубляется, способствуя канцерогенезу». Это подтверждают и исследования, которые демонстрируют, что активность СОД снижена у курильщиков с ВПЧ-позитивными опухолями, что связано с худшим прогнозом и агрессивным течением заболевания.

Вопрос о статусе курения становится особенно актуальным при обсуждении стратегии лечения ОФПКР. По словам Анастасии Стукань, ВПЧ-позитивные опухоли ротоглотки традиционно считаются более чувствительными к терапии и имеют лучший прогноз, однако в то же время курение значительно ухудшает исходы лечения. «Курильщики с ВПЧ-позитивным раком ротоглотки выживают реже и имеют более высокий риск рецидивов по сравнению с некурящими пациентами, — говорит она. — В связи с этим возникает вопрос о необходимости проведения более агрессивных терапевтических методов».

Даже такой тяжелый диагноз, как рак ротоглотки, не всегда может повлиять на изменение устоявшегося образа жизни, замечает онколог. «При лечении таких пациентов любое снижение вреда заслуживает внимания и может оказаться решающим фактором в прогнозе, — говорит Анастасия Стукань. — Отказ от табакокурения остается наиболее предпочтительным вариантом в плане модификации рисков, но если пациент в силу тяжелой табачной зависимости не готов сделать такой шаг, то можно рассмотреть для него переход на бездымные продукты доставки никотина».

Реклама

По данным Международного агентства по изучению рака, продукты горения табака являются канцерогенными и могут вызвать порядка двух десятков онкозаболеваний. «Для пациентов с раком ротоглотки необходимо максимально исключить канцерогены, которые поглощаются вместе с дымом», — говорит врач. – В этой связи именно бездымные никотинсодержащие продукты, такие как электронные системы нагревания табака, могут стать менее вредной альтернативой традиционному курению, считает онколог. Исследования показывают, что уровни выделяемых вредных веществ таких продуктов более чем 90% ниже, чем в сигаретном дыме. Это может снизить риск повреждения ДНК и, соответственно, уменьшить канцерогенное воздействие на организм.

Рак гортани остается одной из наиболее серьезных проблем здравоохранения, и его развитие тесно связано с таким модифицируемым фактором риска как табакокурение. «Канцерогенное влияние сигаретного дыма увеличивается при ВПЧ-инфекции, поэтому полный отказ от курения – первое и главное, что может сделать такой пациент. В случаях, если сразу бросить курить невозможно, то можно делать это пошагово, перейдя на альтернативные источники доставки никотина, такие как электронные системы нагревания табака», — считает Анастасия Стукань.


Реклама