Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) является сегодня глобальной проблемой в медицине. Врачи разных специальностей вовлечены в процесс ведения этой категории больных ввиду того, что они зачастую имеют несколько серьезных сопутствующих заболеваний. Оценить распространенность заболевания в популяции сложно, поскольку оно относится к числу состояний, которые не являются обязательными для заявления о каждом отдельно выявленном случае и не требует постановки пациента на учет. Распространенность ХОБЛ выявляется по числу обращений за медицинской помощью, как правило, это уже пациенты с тяжелым и крайне тяжелым состоянием,
Результаты масштабных международных многоцентровых исследований BOLD и PLATINO свидетельствуют, что распространенность ХОБЛ в мире достигает 600 млн человек.
«12 регионов РФ участвовали в глобальном эпидемиологическом исследовании GARD. Количество заполненных вопросников составило 7 164 человека, средний возраст 43,4 года, 57,2% женщин. Оказалось, что среди обследуемых 21,8% имели фиксированное ограничение воздушного потока, что может говорить о ранних признаках наличия ХОБЛ», – привел пример Александр Синопальников.
Согласно данным опроса российских врачей – большинство из них (58%) говорят о том, что в их практике или согласно их представлениям, распространенность ХОБЛ у лиц старше 40 лет составляет порядка 15%¹.
«Эпидемиологические исследования и оценка практикующих медиков одинаково указывают на то, что в наши дни мы переживаем пандемию ХОБЛ, истинные масштабы и последствия которой нам еще предстоит оценить. Кроме того, данное заболевание относится к числу одной из 4-х самых распространенных причин смерти². ХОБЛ объединяет в разной степени выраженности три патологических процесса: хронический бронхит, хронический обструктивный бронхиолит и эмфизему легких», – отметил врач.
Существует определенный алгоритм диагностики ХОБЛ, адресованный в первую очередь врачам первичного звена – именно с них начинается процесс диагностики данного заболевания. Возраст старше 35 лет, статус курения, наличие одного или нескольких симптомов, таких как: одышка при физической нагрузке, хронический кашель, регулярная экспекторация мокроты, частые эпизоды «зимнего бронхита», свистящее дыхание и при этом отсутствие симптомов астмы – основные критерии для начала диагностики.
«Необходимо выполнить спирометрию при подозрении на ХОБЛ, чтобы подтвердить или исключить необратимую/частично обратимую бронхиальную обструкцию. При выявлении заболевания специалист должен назначить поддерживающую терапию, потому что полное излечение невозможно. Поддерживающая терапия ХОБЛ направлена, прежде всего, на уменьшение выраженности симптомов и снижение риска повторных обострений заболевания. При этом важнейшим условием достижения контроля ХОБЛ является отказ от курения», – подчеркивает профессор Синопальников.
«Курение табака – это ведущий фактор риска развития и прогрессирования ХОБЛ для развитых и развивающихся стран. Отказа от курения табака добиться достаточно сложно. Все проходят этот путь с разной степенью успеха и с разным процентом неудач. При этом отказ от курения – это «золотой стандарт» ведения любого курящего пациента. Но, к сожалению, он далеко не всегда может быть реализован. В этой связи определенное место как этап в будущем полном отказе от курения может занять стратегия, ставящая своей задачей сокращение соответствующих рисков. И этой стратегией является использование электронных систем нагревания табака, – рассказал Александр Синопальников.
Несмотря на то, что никотин является основным компонентом, который вызывает привыкание, он не является причиной большинства связанных с курением заболеваний. Поэтому устройства, которые доставляют в организм никотин без продуктов горения табака, представляют значительно меньший вред для здоровья.
В Японии проводилось рандомизированное, контролируемое, открытое, многоцентровое исследование влияния на здоровье курильщиков табачных изделий с модифицированным риском. 160 взрослых курильщиков (23–65 лет, курящих более 10 сигарет в день) были рандомизированы в 3 группы: использующих системы нагревания табака с ментоловым вкусом (78 человек), использующих обычные ментоловые сигареты (42 человека) и воздерживающихся от курения (40 человек). За ними наблюдали в течение 5 дней в стационаре и 85 дней в амбулаторных условиях. Конечные точки исследования включали биомаркеры воздействия вредных и потенциально вредных компонентов и клинически значимые маркеры риска развития заболеваний, связанных с курением. Полученные результаты показали, что переход на системы нагревания табака был связан с улучшением клинически значимых маркеров риска, связанных с окислительным стрессом, эндотелиальной дисфункцией, метаболизмом липидов, воспалением и функцией легких. Направленность этих изменений в группах, использующих системы нагревания табака и отказавшихся от курения, была сходной и четко отличалась от изменений в группе, курящих обычные сигареты.
По словам д.м.н., профессора кафедры терапии и полиморбидной патологии имени академика М.С. Вовси Минздрава России Елены Поповой, заболевания, связанные с курением, не ограничиваются только ХОБЛ и хроническим бронхитом – это также буллезная эмфизема легких, бронхоэктазы, легочный фиброз, гистиоцитоз Х
«Курение влияет и на длительность заболеваний, и на наличие остаточных явлений после болезни, в том числе и в случаях с коронавирусной инфекцией. Пациенты даже молодого возраста, которые курят, могут после заболевания сохранять симптомы кашля, потливости, одышки, тяжело переносят физическую нагрузку. Одно из редких заболеваний, вызванное курением – гистиоцитоз Х, имеет следующие характеристики: эозинофильный гранулематоз, системное поражение легких, кожи, скелета, в 6% случаев даже диагностируются опухолевые поражения», – рассказала профессор Попова.
Ольга Попова привела в пример еще одно заболевание у курильщиков с быстрым прогрессированием – идиопатический легочный фиброз (ИЛФ). Заболевание имеет отличающуюся от других, морфологическую картину: пациент обычно старше 55 лет, курильщик, немотивированная одышка при минимальной физической нагрузке, симптом «барабанных палочек» (колбовидное утолщение концевых фаланг пальцев кистей и стоп), двусторонние изменения на обзорной рентгенограмме.
Основные пути лечения пациентов с подобными заболеваниями, по словам профессора, это применение мукоактивных препаратов (NAC, растительные препараты); небулизированных и парентеральных противовоспалительных препаратов; антибактериальных препаратов.
«Очень часто в реальной практике специалисты сталкиваются с необходимостью лечения «острого» кашля у курильщиков. У этой группы больных кашель нередко продолжается более 3-х недель. Приступы кашля могут провоцироваться любыми раздражающими факторами: низкой температурой, резкими запахами, табачным дымом. Если кашель невозможно контролировать указанными выше средствами, если он усугубляется кровохарканьем, сильными болями в грудной клетке, одышкой, высокой лихорадкой, снижением массы тела, то такого больного надо дообследовать, исключить все возможные причины кашля, и госпитализировать», – отметила профессор Попова.
Отмену табака пациенту порой сложно заменить, объясняет врач. Помимо привычки, курение зачастую связано с выделением достаточного количества мокроты, что облегчает состояние. Часто такие пациенты говорят, что им «необходимо покурить, чтобы отошла мокрота».
«При отказе от курения может наступить синдром отмены. Тут важно переключиться на рациональное питание, физическую активность, саморазвитие, следовать стратегии снижения вреда. В случае невозможности полного отказа от вредной привычки, можно попробовать использовать альтернативные никотинсодержащие продукты, такие как электронные системы нагревания табака (ЭСНТ). При нагревании табака уменьшается количество выделяемых вредных веществ, в отличии от горения табака в обычных сигаретах», – подчеркнула профессор.
¹ Z Aisanov et al Int J COD 2012; 7:1-12
² https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/chronic-obstructive-pulmonary-disease-(copd)
³ Гистиоцитоз Х – заболевание, при котором патологические иммунные клетки, гистиоциты, и эозинофилы активно размножаются, особенно в лёгких и костях, что вызывает формирование рубцовой ткани. У взрослых обычно проявляется после четвертого десятилетия жизни.