Вне всякого сомнения, острая неврологическая патология связана с наиболее тяжелыми последствиями для социального функционирования пациента. Пациенты, перенесшие инсульт, нуждаются в реабилитации для полного восстановления утраченных функций, и современные достижения медицинской реабилитации могут помочь таким пациентам вернуться к обычной жизни.
При неврологических поражениях часто нарушаются функции конечностей и координация движения. Больным становится сложно выполнять повседневные задачи, например, завязать шнурки или открыть замок. Основная задача социально-бытовой реабилитации в том, чтобы заново научить пациента всему тому, что он умел делать в быту раньше. Для этого создаются эргокомнаты – тренировочные помещения, где пациент под руководством реабилитологов практикует свои бытовые навыки.
ЛВ: После того, как больной спасен, нужно вернуть его к обычной жизни в социуме. Как организована медицинская реабилитация в Республике?
ЛЛ: Реабилитация пациентов с инсультом, целью которой является полное восстановление утраченных функций и возвращение пациента к его обычной жизни и к труду, начинается в первые дни после острого события, часто уже в палате интенсивной терапии. На сегодняшний день в Республике Крым создана сеть первичных сосудистых отделений, региональные сосудистые центры открыты в Симферополе и в Севастополе. Мы разработали систему маршрутизации пациентов с острым инсультом, она позволяет пациенту из любой точки Крыма в первые часы болезни быть госпитализированным в специализированное отделение и получить необходимое лечение. Мы также разработали систему видеоселекторных совещаний, их каждое утро проводят врачи регионального сосудистого центра, чтобы контролировать помощь, которую получает каждый из больных во всех регионах республики.
Если говорить о последствиях инсульта, то сейчас мы проводим организацию помощи больным на втором этапе реабилитации. Уже функционирует первое в Крыму отделение медицинской реабилитации для больных с острым нарушением мозгового кровообращения в Симферополе, и сейчас мы разрабатываем план по развитию службы в других регионах. Кроме того, мы работаем совместно с ялтинским НИИ физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации им. И.М. Сеченова по созданию на Южном берегу Крыма комплекса санаторно-курортной реабилитационной помощи для пациентов, перенесших острый инсульт. Я думаю, что третий, санаторно-курортный, этап реабилитации будет иметь федеральное значение, на Южном берегу Крыма для этого фантастические возможности.
Абсолютно новым и потрясающим по своему значению для наших больных является создание в инсультных центрах эргокомнат для социально-бытовой адаптации пациента. В ближайшее время мы открываем первую эргокомнату в стационарном звене, она открывается в больнице с отделением медицинской реабилитации для пациентов, перенесших инсульт.
ЛВ: Для реабилитации каких пациентов условия Республики Крым наиболее благоприятны?
ЛЛ: Таких традиций медицинской реабилитации, как на Крымском полуострове, нет ни в одном из других регионов. Сочетание природных факторов и нашего многолетнего опыта оказания реабилитационной помощи пациентам самого разного профиля и разного возраста поистине уникальны.
У нас потрясающие возможности реабилитации пациентов детского возраста в евпаторийском регионе, где на протяжении почти 150 лет оказывают помощь пациентам с костным туберкулезом, последствиями полиомиелита. Сегодня там помогают в основном детям, больным ДЦП. Замечательные возможности предоставляет Сакское грязевое озеро. Сакские грязи помогли поднять на ноги очень много пациентов, перенесших травмы, в том числе и после ранений в Афганистане и других горячих точках. У нас есть возможности реабилитации на курорте “Черные воды” в крымском предгорье, где расположены прекрасные источники с уникальной сероводородно-радоновой водой, есть знаменитая феодосийская минеральная вода для пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. И, конечно, нельзя не сказать о Южном береге Крыма с его рекреационными условиями и возможностями реабилитации пациентов с сердечно-сосудистыми и бронхолегочными заболеваниями. Великий Боткин привозил сюда больных еще в 19 веке.
ЛВ: Есть ли какие-то конкретные патологии, на реабилитации которых специализируются отдельные центры или регионы?
ЛЛ: В Евпаторийском регионе – уникальные возможности работы с детским церебральным параличом. Огромный опыт работы, уникальные санатории, а также курортные и бальнеологические возможности. Мы внедряем современные методы медицинской реабилитации, чтобы сочетать их с рекреационными возможностями региона: оперативные методики, применение метода биологической обратной связи, дельфинотерапию и много других новых и эффективных методов восстановления.
Сакский регион – это прежде всего спинальная травма, помощь пациентам с патологией опорно-двигательного аппарата и нервно-мышечными заболеваниями. Здесь расположены санаторий имени Бурденко, санаторий имени Пирогова; в них все продумано для маломобильных пациентов, везде пандусы. Людей привозят на колясках, и они встают на ноги.
ЛВ: Какие приоритетные задачи для развития реабилитационной помощи Вы могли бы выделить?
ЛЛ: Основные задачи, которые мы ставим перед собой сегодня – выход на федеральный уровень и круглогодичное оказание реабилитационной помощи. Нельзя сказать, что этого совсем нет: и евпаторийские, и сакские санатории, и санатории на Южном берегу Крыма работают круглый год. Но сейчас все-таки наблюдается некоторая сезонность: основной пик посетителей приходится на летние месяцы, их привлекает море, солнце и пляжи. Мы ставим цель как можно больше организаций, оказывающих медицинскую помощь в Крыму, перевести на круглогодичный режим работы.
Нужно сделать круглогодичную помощь более масштабной. Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского, в котором я работаю, недавно разработал программу развития медико-биологического кластера Крыма, и огромная роль в этой программе уделяется именно этой круглогодичности процесса реабилитации. Нельзя не подчеркнуть роль университета и в процессе подготовки специалистов реабилитологов, которая сейчас масштабно начинается в стране. Безусловно, мы в первую очередь будем обучать специалистов для работы в медицинских организациях Республики Крым.
ЛВ: Какую роль в лечении и реабилитации неврологических пациентов имеют препараты с нейропротективными и ноотропными свойствами, например, Актовегин® или Цераксон®?
ЛЛ: С этими препаратами я работаю практически всю свою жизнь и не представляю без них неврологической практики. Сейчас к ним развился очень большой интерес во всем мире, и все больше специалистов обращают на них внимание. Недавно я общалась с представителями одного из ведущих научно-исследовательских центров Японии, и, по их мнению, Актовегин® сейчас получил второе дыхание. Открываются новые практические аспекты его воздействия и новые направления применения. Это препараты, которые позволяют сделать очень много для защиты клеток мозга, и это нельзя недооценивать.
Постоянно появляются свежие клинические и экспериментальные данные. Так в конце 2018 в журнале «Терапевтический архив» вышла статья с результатами работы коллектива авторов из Научного центра неврологии по влиянию Актовегина® на реологические свойства крови пациентов с хронической ишемией мозга. Были получены новые клинические и экспериментальные данные, показывающие, что применение Актовегина® уменьшает агрегацию эритроцитов, повышает пластичность их мембран, что ведет к улучшению проникновения крови в наиболее труднодоступные участки сосудистого русла. Данная работа позволяет взглянуть под другим углом на, казалось бы, хорошо изученный препарат Актовегин®.
ЛВ: С вашей точки зрения, в каких клинических ситуациях применение этих препаратов наиболее оправданно?
ЛЛ: Это зависит и от диагноза, и от ситуации. Например, наши западные коллеги продолжают изучать эти препараты. В 2017 в журнале «International Journal of Sports Medicine» вышла публикация о влиянии Актовегина® на пролиферацию предшественников мышечных клеток. Были получены интересные данные, позволяющие рассматривать Актовегин® в качестве перспективного средства для заживления мышечных повреждений в спортивной медицине. Препараты обладают мультимодальным действием, спектр их применения очень широк. Поэтому не только в неврологии, но и в других, смежных специальностях, есть серьезная база для их применения.