Как известно, туберкулез легких относится к социально значимым инфекционным заболеваниям бронхолегочной системы. Наблюдающееся повсеместно снижение заболеваемости туберкулезом на территории Российской Федерации не снимает проблему повышения эффективности противотуберкулезной терапии, стоящую перед фтизиатрами и препятствующую полной ликвидации резервуара туберкулезной инфекции. Самой частой формой впервые выявленного туберкулеза легких остается инфильтративный, доля которого в структуре первичной заболеваемости достигает 80% [1–3]. Соответственно, проблема повышения эффективности лечения впервые выявленных больных туберкулезом легких касается в первую очередь улучшения результатов лечения инфильтративного туберкулеза [4, 5]. Психологические проблемы пациентов и особенности их личности препятствуют доверительному контакту с медицинским персоналом и могут приводить к отсутствию приверженности к длительной и плохо переносимой противотуберкулезной терапии [6, 7]. Знание и учет личностных особенностей пациентов приведут к высокому комплаенсу в системе «врач — больной — комплексное лечение» [8–10]. Так как имеющаяся у врачей подготовка в плане медицинской психологии не всегда позволяет комплексно подойти к диагностике личностных особенностей больных, нами предпринято психологическое исследование для совершенствования тактики ведения впервые выявленных больных.
Целью настоящей работы было выявить особенности социального взаимодействия пациентов с впервые выявленным инфильтративным туберкулезом легких (ИТЛ) для определения специфики врачебного подхода к ним и построения оптимального комплаенса.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось на базе Омского областного противотуберкулезного диспансера. К участию в исследовании были допущены интеллектуально сохранные пациенты с впервые выявленным ИТЛ. Исследование проводилось на добровольной основе, испытуемым были разъяснены цели тестирования, а также круг лиц, имеющих доступ к индивидуальным результатам опроса. Учитывая динамику самочувствия данной группы пациентов, опрос проводился в первой половине дня. Для исследования личностных особенностей использовались соответствующие шкалы методики «Комплексный личностный опросник» (КЛО), которая является отечественной модификацией теста Р. Кэттелла [11]. Это достаточно авторитетная и наиболее информативная методика с высокими показателями надежности и валидности. А также применялись субсферы анкеты опросника MOS SF-36 (Medical Outcomes Study-Short Form), относящиеся к характеристикам общения пациентов [11].
Выборку составили 40 человек: 20 мужчин и 20 женщин. Мужчины в возрасте от 18 до 42 лет (χ? = 28,5), женщины от 22 до 39 лет (χ? = 29). Небольшая численность выборки обусловлена, с одной стороны, объемом многофакторного личностного опросника Р. Кэттелла, с другой — добровольностью участия в исследовании и личностными особенностями пациентов с впервые выявленным ИТЛ (низкая работоспособность вследствие быстрой утомляемости и стрессогенности ситуации постановки диагноза «туберкулез»). Для анализа данных использовались: подсчет среднего арифметического (χ), стандартное отклонение (σ) как мера изменчивости признака, для оценки различий между двумя выборками по уровню признака использовался критерий Манна–
Результаты и их обсуждение
Результаты методики КЛО
Пациенты с впервые выявленным ИТЛ в общении проявляют себя в большинстве случаев как довольно замкнутые и не очень общительные люди — показатели среднего арифметического по шкале А «Замкнутость — открытость в общении» соответствуют низким оценкам. Такие люди не любят коллективные мероприятия, выступают перед аудиторией только в случае необходимости, хорошо работают в одиночестве. Пациенты разнообразны по уровню общительности: и у женщин, и мужчин результаты имеют высокие показатели вариативности (σ? = 2,2, σ? = 2,2). Значимых различий в мужской и женской подгруппах не выявлено (Uэмп = 32, U0,05 = 27). Таким образом, работу с больными следует проводить индивидуально, но есть пациенты, которым важно участие и поддержка.
Активность в контактах с людьми (шкала Н) у данной категории пациентов выражена в средней степени (χ? = 7,9): большинство обследованных нельзя назвать робким и застенчивыми, в то же время нет смелости и высокой контактности. Мужчины и женщины по данной характеристике похожи (Uэмп = 29). Однако разброс индивидуальных значений у женщин несколько ниже (σ? = 2,3, σ? = 1,4), т. е. мужчины в большей степени отличаются между собой по активности в контактах. Таким образом, с данной категорией пациентов нелегко, но вполне возможно установить контакт.
Показатели конформности (шкала Q
Характеризуя подозрительность по отношению к другим людям, необходимо отметить повышенные оценки по шкале L (χ = 5,7). Большинство испытуемых обычно к людям относятся с предубеждением, не прощают ошибок другим, считают себя недооцененными. Близкие показатели средних значений в мужской и женской подгруппах (χ? = 5,9, χ? = 5,5), и разброс значений не очень велик (σ? = 1,9, σ? = 1,1). Статистически значимых различий между мужчинами и женщинами нет (Uэмп = 43,5). Данная категория людей подозрительна, и, несмотря на средний уровень общительности, они не раскрываются, с ними сложно установить доверительные отношения, что чрезвычайно важно для достижения комплаенса.
В целом данный контингент людей достаточно прямолинейный, не умеющий понимать причины поведения других людей, сентиментальные, простые и естественные в поведении (шкала N). Средние значения в обеих подгруппах близки (χ = 5,2, χ
Психологический климат в семье (шкала ОС) характеризуется как негативный, так как среднее арифметическое значение в выборке относится к низким оценкам (χ = 2,3). Результаты в мужской и женской подгруппах значимо отличаются. У мужчин отношения в семье достаточно переменчивые, из-за отсутствия единых целей в жизни мелкие причины приводят к серьезным разладам, которые быстро удается преодолеть, и в целом супруги считают свой брак удачным (средний уровень (χ? = 3)). У женщин в среднем результаты значимо (Uэмп = 27) ниже (χ? = 1,4) и относятся к низким показателям: в семьях мало любви и тепла в отношениях между супругами, недостает уважения, понимания и доверия. Мера индивидуальной изменчивости признака средняя (σ = 1,8, σ? = 1,9, σ? = 1,4). Таким образом, результаты данной методики подтверждают необходимость работы психолога с данной категорией пациентов.
Результаты методики MOS SF-36
Субсфера «Личные отношения» (F13) (М = 15,74) показывает высокую степень изменений, то есть пациенты ощущают необходимую им любовь, дружелюбие и поддержку. Больные туберкулезом не чувствуют себя одинокими в жизни (F13.1), о чем свидетельствуют как параметры распределения (2,01 ± 1,05), так и преобладание (у 44,55%) ответа «совсем нет». При этом весьма важны (для 33,64% пациентов) взаимоотношения с другими людьми (Imp 13,1). О средней степени значимости говорят и параметры распределения (3,88 ± 0,88). Чувствуют себя счастливыми от общения с членами своей семьи (F13.2) менее половины респондентов 46,36%, в основном счастливыми 35,45%. Параметры распределения достаточно высокие и подтверждают благополучие большинства респондентов (4,24 ± 0,87). Оптанты в основном удовлетворены своими личными взаимоотношениями (F13.3), о чем свидетельствует преобладание данного ответа (у 48,18%) и параметры распределения (3,78 ± 0,82). В основном удовлетворены своей способностью обеспечивать или поддерживать других людей (F13.4) — это наиболее частый ответ (43,64%) и относительно высокие параметры распределения (3,73 ± 0,92).
Субсфера «Практическая социальная поддержка» (F14) у пациентов с туберкулезом (М = 14,69) демонстрирует относительно высокую степень поддержки и возможности получить практическую помощь со стороны семьи и друзей. В среднем важна поддержка окружающих (Imp 14,1) для больных туберкулезом (3,65 ± 0,89), встречаются все типы ответов, но наиболее часто ответ «весьма важно» (38,18%), но не все и не всегда ее получают, когда это необходимо. На вопрос «Получаете какую-нибудь поддержку от других, когда это нужно?» (F14.1) наиболее распространен ответ «когда как» — у 37,27% и «да, вполне» — у 26,36%. Параметры распределения соответствуют среднему уровню
3,75 ± 1,04. При ответе на вопрос «В какой мере вы можете рассчитывать на своих друзей в случае нужды в них?» (F14.2) в группе все варианты ответов, но наиболее распространен средний — «когда как» (у 30,91%). Параметры распределения демонстрируют средний уровень (3,39 ± 1,13). Достаточно удовлетворены поддержкой, которую получают от членов семьи (F14.3) (4,00 ± 1,06). Встречаются все типы ответов, но наиболее распространенным является максимальный ответ — вполне удовлетворен (у 40,00% пациентов). В средней мере удовлетворены той поддержкой, которую получают от друзей (F14.4) (3,56 ± 1,13). В анкетах встречаются все типы ответов, но наиболее распространен средний уровень — ответ «ни да, ни нет» 31,82%. Таким образом, пациенты с инфильтративным туберкулезом легких нуждаются в поддержке друзей, родных и социальных служб и иногда не получают ее в необходимом объеме.
Выводы
Таким образом, пациенты с впервые выявленным ИТЛ в меру замкнуты, в контакт с другими людьми вступают, поэтому с данной категорией пациентов нелегко, но вполне возможно установить комплаенс. Несмотря на наличие собственной точки зрения, их можно убедить, они способны прислушаться к мнению коллектива. Вследствие подозрительности не раскрываются в общении, с ними сложно установить доверительные отношения. Разъяснительную и просветительскую работу с данной категорией пациентов следует проводить индивидуально, хотя есть определенный процент пациентов, которым очень важно общение, участие и поддержка окружающих. При общении с данной категорией людей нужно не обижаться на их прямолинейность и простоту, стремиться объяснять причины собственных действий и врачебных манипуляций. Преимущественно это в меру дисциплинированные и ответственные люди, поэтому большинство имеют достаточную приверженность к лечению, однако не всегда завершают начатое, им необходимо регулярно напоминать о необходимости доведения лечебного процесса до полного выздоровления.
Таким образом, знание и учет психологических особенностей пациентов с впервые выявленным инфильтративным туберкулезом легких могут способствовать выстраиванию оптимального взаимодействия с лечащим врачом и медицинским персоналом, а также повысит эффективность лечения, обеспечит благоприятный исход заболевания, при сокращении сроков госпитализации, нетрудоспособности и уменьшении вероятности инвалидизации пациентов.
Литература
- Нечаева О. Б., Скачкова Е. И., Кучерявая Д. А. Мониторинг туберкулеза в Российской Федерации // Туберкулез и болезни легких. 2013. № 12. С. 40–49.
- Пузырёва Л. В., Мордык А. В., Иванова О. Г., Руднева С. Н., Татаринцева М. П. Динамика основных показателей, характеризующих эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в Омской области // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2017. № 4 (95). С. 87–92.
- Брюханова Н. С., Мордык А. В. Диагностика и коррекция пограничных психических расстройств у больных впервые выявленным инфильтративным туберкулезом легких // Туберкулез и болезни легких. 2011. № 4 (88). С. 71–72.
- Скорняков С. Н., Шульгина М. В., Журавлев В. Ю., Тотолян А. А. Фтизиатрия. Национальные клинические рекомендации / Под ред. Яблонского П. К. М., 2015. 240 с.
- Кондря А. В., Мордык А. В., Руденко С. А. Побочные реакции на противотуберкулезные препараты и факторы, способствующие их развитию, у больных с длительно текущим туберкулезом легких // Врач. 2016. № 11. С. 5–9.
- Романова М. А., Мордык А. В., Мерко Е. А., Леонтьева Е. С. Изучение связи сопутствующих заболеваний с переносимостью химиотерапии у детей с активным туберкулезом: результаты ретроспективного когортного исследования // Педиатрическая фармакология. 2016. № 2 (13). С. 95–100.
- Мордык А. В., Брюханова Н. С., Казаков А. В. Изменения психического статуса пациентов при непереносимости противотуберкулезных препаратов // Туберкулез и болезни легких. 2009. № 3 (86). С. 38–41.
- Удалова Т. Ю., Багишева Н. В., Мордык А. В., Моисеева М. В., Руденко С. А., Ароян А. Р., Иванова О. Г. Пограничные психические расстройства у пациентов с сочетанной патологией бронхолегочной системы // Медицинский альманах. 2017. № 5 (50). С. 150–154.
- Багишева Н. В., Мордык А. В., Иванова О. Г., Батищева Т. Л. Туберкулез и ХОБЛ: проблемы коморбидности // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2014. № 4 (36). С. 329–331.
- Стрельцова Е. Н., Степанова Н. А., Курамшин Д. А., Вирина Е. Б. Приверженность к лечению у впервые выявленных больных туберкулезом легких // Астраханский медицинский журнал. 2013. № 3 (8). С. 130–132.
- Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под ред. Г. С. Никифорова. СПб: Речь, 2007. 950 с.
Н. В. Багишева**, 1, кандидат медицинских наук
А. В. Мордык**, доктор медицинских наук, профессор
А. В. Кондря**
М. В. Моисеева**, кандидат медицинских наук
Д. И. Мордык***
И. И. Магнушевская***
* ФГБОУ ВО ОмГПУ, Омск
** ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, Омск
*** ФКУ ГБ МСЭ по Омской области, Омск
1 Контактная информация: ppi100@rambler.ru
DOI: 10.26295/OS.2019.45.65.012
Особенности межличностного взаимодействия пациентов с социально значимым заболеванием/ Т. Ю. Удалова, Н. В. Багишева, А. В. Мордык, А. В. Кондря, М. В. Моисеева, Д. И. Мордык, И. И. Магнушевская
Для цитирования: Лечащий врач № 1/2020; Номера страниц в выпуске: 55-57
Теги: бронхолегочная система, туберкулезная инфекция, эффективность лечения
Купить номер с этой статьей в pdf