Хроническая болезнь почек (ХБП) является одной из самых распространенных патологий среди заболеваний неинфекционной этиологии. ХБП — это наднозологическое понятие, включающее любые структурные или функциональные нарушения почек длительностью три и более месяцев, либо стойкое снижение скорости клубочковой фильтрации (СКФ) менее 60 мл/мин/1,73 м2 независимо от наличия признаков повреждения почек. В зависимости от степени снижения СКФ выделяют пять стадий развития ХБП, из которых пятая соответствует терминальной стадии хронической почечной недостаточности (тХПН) [1, 2].
Встречаемость ХБП в человеческой популяции составляет 12–18%, что сопоставимо с распространенностью таких социально значимых заболеваний, как артериальная гипертензия, сахарный диабет и ожирение. Данные о распространенности ХБП отличаются в странах с высоким уровнем жизни и качеством медицинской помощи и в странах со средним и низким доходом населения. В США ХБП 1–5 стадии выявляется у 15% взрослого населения, в странах Европы (Нидерландах, Норвегии, Испании, Австралии) — у 12–17%, в Японии — у 18,7%, Китае — у 14%. Частота встречаемости ХБП увеличивается с возрастом: она отмечена у 36% лиц старше 60 лет, тогда как в более молодом возрасте встречается значительно реже. Кроме того, развитие ХБП сопряжено с некоторыми заболеваниями. Так, ХБП отмечается более чем у 30% больных с хронической сердечной недостаточностью, у 40% пациентов с сахарным диабетом и у 28% больных с артериальной гипертензией [5–11]. В России популяционные исследования распространенности ХБП не проводились, однако результаты отдельных эпидемиологических исследований подтверждают, что распространенность как ранних, так и развернутых стадий ХБП достаточно высока.
Течение ХБП имеет прогрессирующий характер и приводит в конечном итоге к полной потере почечной функции, требующей дорогостоящей заместительной почечной терапии (ЗПТ) — диализа или трансплантации почки. ХБП 4–5 стадии характеризуется резким снижением качества жизни, способствует преждевременной смертности пациентов, в первую очередь от сердечно-сосудистых заболеваний. Известно, что риск сердечно-сосудистой смерти у больных с хронической почечной недостаточностью многократно превышает таковой в общей популяции. Ежегодная смертность среди пациентов в возрасте 30 лет, находящихся на диализе, сопоставима со смертностью среди людей в возрасте 75–80 лет. По мере прогрессирования хронической почечной недостаточности повышается абсолютный риск смерти, в том числе у пациентов с тХПН кардиоваскулярная летальность диагностируется в 40% случаев, причем в 20% — внезапная [12–15].
Еще одной немаловажной проблемой является стоимость лечения данной категории пациентов: расходы на ЗПТ составляют существенную часть (2–5%) национальных бюджетов здравоохранения развитых стран, тогда как доля этих пациентов — не более 0,7% от общего числа больных [3].
Учитывая частую встречаемость ХБП в популяции и неизбежное ее развитие у значительного числа людей с возрастом, высокую смертность этих пациентов и дорогостоящие методы терапии, выявление групп риска по возникновению ХБП и замедление темпов ее прогрессирования являются актуальной задачей здравоохранения любой страны. В развитых странах разработаны и совершенствуются программы эффективных и доступных методов скрининга и профилактики ХБП, позволяющих не только выявлять заболевания почек на ранних стадиях, но и снизить темпы прогрессирования ХБП, риск развития осложнений, что в конечном итоге приводит к снижению затрат на ЗПТ [3, 4, 6].
По данным 2013 г. распространенность ХБП среди взрослого населения в г. Москва составляла не более 1%, тогда как в целом в европейских странах — около 6% [4]. Такая низкая выявляемость, обусловленная отсутствием программ скрининга ХБП и настороженности со стороны врачей, приводит к тому, что большая часть больных не знает о наличии у них патологии почек вплоть до выявления у них тХПН. Между тем на сегодняшний день уровень ургентной госпитализации пациентов с впервые выявленной тХПН в Москве составляет 56%, тогда как в странах Европы 15–22% [4].
В августе 2017 г. в Северном административном округе (САО) г. Москва был запущен пилотный скрининг-проект, целью которого было выявление пациентов с ХБП. Срок проведения скрининга составил 5 месяцев. Всем пациентам, обращавшимся в этот период в поликлиники, вне зависимости от повода обращения проводился биохимический анализ крови с последующим расчетом скорости клубочковой фильтрации (СКФ) по клиренсу эндогенного креатинина.
В ходе проекта было обследовано около 78 тысяч человек, у более 3 тысяч из них была выявлена ХБП (табл. 1). Среди пациентов с выявленной ХБП в 95% случаев имели место начальные стадии (1–3 стадии), когда грамотная нефропротективная терапия, лечение основного заболевания, выявление и контроль осложнений могут значительно замедлить темпы прогрессирования ХБП (табл. 2).
Пациенты с 4–5 стадиями составили около 5% всех пациентов с ХБП, причем все они не знали о наличии заболевания почек или степени тяжести поражения. Около 0,6% из этой группы представляли больные с 5-й стадией ХБП, т. е. нуждающиеся в заместительной почечной терапии, но впервые узнавшие о наличии почечного заболевания. От общего числа обследованных пациенты с 5-й стадией ХБП составили всего 0,022%. Однако если экстраполировать эти данные на все население Москвы, то мы получим около 2500 человек, которые уже нуждаются в подготовке к ЗПТ и которые не подозревают о наличии у них патологии почек.
На сегодняшний день в САО г. Москва лечение методами ЗПТ получают 421 человек (табл. 3). Из них 18 пациентам проведена трансплантация почки, а 403 получают лечение гемодиализом или перитонеальным диализом. Таким образом, пациенты с впервые выявленной в ходе скрининга 5-й стадией ХБП составляют 4,2% от всех, получающих ЗПТ, или 4,5% от количества больных на гемодиализе или перитонеальном диализе.
В целом можно отметить, что количество больных с ХБП, выявленных в ходе скрининга, несколько меньше, чем в результатах популяционных исследований в странах Европы и США. Это объясняется тем, что группа пациентов в нашем скрининговом исследовании формировалась только по обращаемости в поликлинику, из-за чего значительная часть населения САО не была обследована. Кроме того, не проводилось целенаправленное обследование в группах риска по возникновению ХБП. Очевидно, что при соблюдении этих условий количество выявлений ХБП было бы значительно выше.
Раннее выявление и грамотное ведение больных ХБП представляет собой непростую задачу, решение которой предполагает:
- способность и готовность врачей всех специальностей к диагностике ХБП;
- выявление лиц из групп риска по формированию ХБП;
- раннее выявление ХБП (скрининговое определение СКФ, внедрено в ЕМИАС);
- своевременное и полное информирование пациента о наличии ХБП, рекомендациях по питанию и образу жизни;
- динамическое наблюдение за пациентами и ранняя коррекция осложнений;
- адекватная подготовка к ЗПТ;
- своевременное начало ЗПТ.
Как показывают отечественные и зарубежные наблюдения, пациенты, информированные о наличии у них патологии почек на ранних стадиях, приобретают знания и навыки здорового образа жизни, особенностях питания, правилах приема лекарственных средств, что в значительной мере способствует замедлению темпов прогрессирования ХБП. Такие пациенты своевременно начинают коррекцию осложнений и подготовку к ЗПТ, меньше подвержены риску ургентных госпитализаций, фатальных осложнений уремии, сердечно-сосудистой смертности. Комплексное ведение пациентов с ХБП не только продлевает додиализный период и длительность жизни в целом, но и значительно повышает качество жизни пациента, его адаптацию к своему состоянию, сохранение работоспособности, а также снижает затраты здравоохранения на дорогостоящую заместительную почечную терапию.
Литература
- Хроническая болезнь почек и нефропротективная терапия. Методическое руководство для врачей / Под ред. Е. М. Шилова. М., 2012. 75 с.
- Национальные рекомендации. Хроническая болезнь почек: основные принципы скрининга, диагностики, профилактики и подходы к лечению / Рабочая группа членов Правления Научного общества нефрологов России. Коллектив авторов (руководитель группы А. В. Смирнов). СПб: Издательство «Левша», 2012. 51 c.
- Ягудина Р. И., Котенко О. Н., Серпик В. Г., Абдрашитова Г. Т. Экономическое бремя хронической болезни почек в Российской федерации // Фармакоэкономика: теория и практика. 2014. Т. 2, № 4. С. 34–39.
- Котенко О. Н. Хроническая болезнь почек: проблемы и решения // Московская Медицина. 2018, 1 (22), с. 21–24.
- Национальные рекомендации. Хроническая болезнь почек: основные принципы скрининга, диагностики, профилактики и подходы к лечению // Клиническая нефрология. 2012. № 4. С. 4–26.
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1268н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при хронической болезни почек 5 стадии в преддиализном периоде, при госпитализации с целью подготовки к заместительной почечной терапии».
- Clinical Practice Guideline for the Evaluation and Management of Chronic Kidney Disease // Kidney Int Suppl. 2013; 3: 1–136.
- National Kidney Foundation. K/DOQI clinical practice guidelines for chronic kidney disease: evaluation, classification, and stratification // Am J Kidney Dis. 2002; 39: 2, Suppl 1S1–266.
- Levey A. S., de Jong P. E., Coresh J., El Nahas M., Astor B. C., Matsushita K. et al. The definition, classification, and prognosis of chronic kidney disease: a KDIGO Controversies Conference report // Kidney Int. 2010; 80: 17–28.
- Levey A. S., Stevens L. A., Schmid C. H., Zhang Y. L., Castro A. F. 3rd, Feldman H. I. et al., CKD-EPI (Chronic Kidney Disease Epidemiology Collaboration). A new equation to estimate glomerular filtration rate // Ann Intern Med. 2009; 150: 604–612.
- Go A. S., Chertow G. M., Fan D., McCulloch C. E., Hsu C. Y. Chronic kidney disease and the risks of death, cardiovascular events, and hospitalization // N Engl J Med. 2004; 351: 1296–1305.
- Meyer K. B., Levey A. S. Controlling the epidemic of cardiovascular disease in chronic renal disease: Report from the National Kidney Foundation Task Force on cardiovascular disease // J. Amer. Soc. Nephrol. 1998. Vol. 9. P. S31–S42 (Suppl. 12).
- Munger M. A., Ateshkadi A., Cheung A. K. et al. Cardiopulmonary events during hemodialysis: Effects of dialysis membranes and dialysate buffers // Amer. J. Kidney Dis. 2000. Vol. 36. P. 130–139.
- Narula A. S., Jha V., Bali H. K. et al. Cardiac arrhythmias and silent myocardial ischemia during hemodialysis // Ren. Fail. 2000. Vol. 22. P. 355–368.
- National Institutes of Health, National Institute of Diabetes and Digestive and Kidney Diseases. U. S. Renal Data System, USRDS1998 Annual Data Report.
О. Н. Котенко**, кандидат медицинских наук
А. В. Малкоч***, 1, кандидат медицинских наук
* ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗМ, Москва
** ГБУЗ ГКБ № 52 ДЗМ, Москва
*** ФГБОУ ДПО РМАНПО, Москва
1 Контактная информация: malkoch@mail.ru
Значение скрининга населения в выявлении хронической болезни почек/ М. Ю. Дудко, О. Н. Котенко, А. В. Малкоч
Для цитирования: Лечащий врач № 1/2019; Номера страниц в выпуске: 50-52
Теги: нефропротективная терапия, почки, осложнения, качество жизни
Купить номер с этой статьей в pdf