Разработка и внедрение эффективных способов коррекции хронических заболеваний являются одной из важнейших составляющих научной специальности «восстановительная медицина» [1, 8]. Этот тезис полностью проецируется на проблему вертеброгенных заболеваний (дорсопатий), актуальность и значимость которых непреходящи [5, 7]. Характерным отличием данных состояний является распространенность, прогредиентность течения и длительность временной нетрудоспособности. Последняя, в свою очередь, во многом объясняется устойчивостью процесса (особенно при доминировании в его структуре нейро-сосудистого звена) к общепринятой терапии [5, 6]. Этот факт определяет рост интереса к иным вариантам коррекции и, в первую очередь, физическим [1].
Среди подобных технологий выделяется локальная озонотерапия, поддерживаемая несколькими лечебными механизмами. В качестве примера, применение данного способа при вертеброгенных синдромах способствует улучшению состояния пациентов за счет анальгезирующего и противовоспалительного эффектов [3, 4].
Согласно стандартной методике газ вводится внутри- или подкожно в паравертебральные и альгические локусы. При этом указанный подход в ряде своих параметрах близок к одному из методов рефлексотерапии — фармакопунктуре [2, 5]. Настоящая технология, осуществляемая инъекцией различных агентов (преимущественно медикаментов) в область точек рефлексотерапии, обеспечивает собственно рефлекторное и специфическое влияние. В этой связи нами выдвинуто предположение, что выполнение локальной озонотерапии уже по акупунктурным правилам способно повысить результативность воздействия, что и определило цель исследования.
Контингент, методы обследования и лечения
Под наблюдением находилось 90 пациентов (41 женщина и 49 мужчин) в возрасте от 27 до 55 лет, получавших амбулаторное лечение по поводу затянувшегося обострения дорсопатии на пояснично-крестцовом уровне.
Методы исследования
Неврологическое обследование выполняли по известной схеме, определяя синдромальные характеристики заболевания, типологию вертебральных и экстравертебральных проявлений [6]. Подтверждением дегенеративно-дистрофических изменений в тканях позвоночника служили результаты рентгеновского и/или томографического анализа. При этом верификацию исходных данных, а также наблюдаемых динамических изменений проводили с помощью взаимодополняющих электрофизиологических методов.
Так, термографические характеристики сегментарных и отдаленных областей конкретизировали с помощью прибора «AGA-782». Уровень пульсового кровенаполнения нижних конечностей определяли путем тетраполярной реовазографии (аппарат «Биосет-6001»). В ходе ультразвуковой диагностики артерий нижних конечностей лоцировали сосуды в типичных местах, используя аппарат «Acuson X300».
Методы лечения
Пациенты, путем простой рандомизации, были распределены на три группы, базовое лечение в которых включало минимальный прием медикаментов, сегментарный массаж и курс магнитотерапии (как распространенного метода) из 10 процедур, отпускаемых через день.
Помимо этого, в двух основных группах выполняли подкожные инъекции озонокислородной смеси. При этом в 1-й группе применяли стандартный подход, вводя газ в сегментарные и альгические зоны, тогда как во 2-й стимулировали и другие локусы, включая акупунктурные «сосудистые» точки в области голеней и стоп. Методически иглу вводили в ткани под углом в 90 градусов при концентрации озонокислородной смеси 2,0 мкг/мл и объеме 1 мл. В 3-й, группе контроля, использовали только базовый комплекс.
Курс обеих схем озонотерапии состоял из 10 п��оцедур, выполняемых через день. В ходе оценки результативности терапии выделяли позиции «значительное улучшение», «улучшение», «отсутствие эффекта» и «ухудшение». Статистический анализ базировался на данных параметрических и непараметрических методов в рамках программы Statistica for Windows v. 7.
Результаты
Выполненный неврологический анализ отразил абсолютное превалирование рефлекторных над компрессионными вертеброгенными синдромами, выявляемыми в 74 и 16 наблюдениях соответственно. В ходе оценки интенсивности боли, одного из ведущих проявлений дорсопатии, в большинстве наблюдений (58%) фиксирован ее умеренный уровень.
В 86% наблюдений, основываясь на клинических признаках, установлено превалирование вазорефлекторного компонента заболевания. Инструментальным подтверждением данного феномена служили гипертермия в пояснично-крестцовой области (Δt 1,35 ± 0,16 °C) и, напротив, гипотермия дистальных зон, преимущественно со стороны боли, при Δt 1,3 ± 0,05 °C. Эти изменения согласовывались с показателями тетраполярной реовазографии, свидетельствующей об ограничении пульсового кровенаполнения нижних конечностей, при достоверно сниженном реографическом индексе (РИ) голеней на стороне боли до 0,04 ± 0,004 Ом.
По данным ультразвуковой допплерографии значимые расстройства кровообращения прослеживались в задних большеберцовых и артериях тыла стопы, т. е. в сосудах среднего и мелкого калибра. Здесь характерным являлось падение уровня объемного кровотока, тогда как показатели линейной скорости, претерпевающие разнонаправленные изменения, являлись менее информативными. В среднем объемный кровоток в задней большеберцовой артерии со стороны поражения составил 3,9 ± 1,3 мл/мин, артерии тыла стопы — 3,0 ± 0,9 мл/мин, уступая контрольным показателям на 20% и 17% соответственно.
Детализация основных проявлений вертеброгенного процесса позволила перейти к решению основной задачи исследования — сравнительной оценке предложенных лечебных технологий. При этом по завершении терапии в основных группах отмечены сопоставимые положительные результаты, достоверно превосходящие показатели группы контроля (табл. 1). Отмеченный при этом случай ухудшения в 1-й группе был, скорее всего, обусловлен особенностью протекания заболевания, а не следствием лечебного воздействия.
Терапевтическое преимущество основных групп по сравнению с базовым комплексом проявлялось в более отчетливом регрессе неврологической симптоматики и в том числе анальгетическом эффекте. В частности, в группах озонотерапии уровень боли достоверно снижался в среднем на 64%, тогда как в контрольной группе — на 45%.
Однако внутри самих групп озонотерапии прослеживались различия, касающиеся в том числе сроков достижения устойчивого эффекта, отмечаемого в 1-й группе в среднем после 7,5 инъекции газа, во 2-й группе — после 6,2. С учетом периодичности выполнения процедур через день, положительный результат наблюдался на 15-е и 12-е сутки воздействия соответственно. В основных группах разнились и показатели редукции вазорефлекторных проявлений — в 50% и 75% наблюдений. Иначе говоря, во 2-й группе, где озонотерапию выполняли по принципам акупунктуры, благоприятные сдвиги сосудистого фона прослеживались в 1,5 раза чаще.
Сдвиги электрофизиологических характеристик в целом соответствовали динамике клинических показателей. Так, у лиц, получавших озонотерапию, термоасимметрия на уровне поясницы снизилась в среднем на 45%, т. е. в пределах статистической достоверности. Напротив, в контрольной группе сдвиги были не столь существенны. Сходные изменения претерпевали температурные показатели в области голеней: если в основных группах уровень термоасимметрии достоверно снижался (причем во 2-й — отчетливее), то в группе контроля величины изменялись незначительно (табл. 2).
Результаты термографии были дополнены реографическими характеристиками кровенаполнения исследуемых областей. Как и следовало ожидать, в ответ на применение обеих схем озонотерапии прослеживалось улучшение показателей (РИ — достоверно) голеней и стоп — в отличие от базового воздействия в группе контроля (табл. 3).
В случае ультразвуковой допплерографии сосудов нижних конечностей, как и в ходе реовазографии, подтверждено положительное влияние (недостоверно, на уровне тенденции) обоих видов локальной озонотерапии в виде снижения тонуса исследуемых артерий. Напротив, эффект базовой терапии оказался менее выраженным (табл. 4).
Таким образом, по завершении лечения установлено преимущество озонотерапии над стандартным воздействием, с известным превосходством акупунктурной схемы в плане скорости достижения эффекта и регрессе нейрососудистых сдвигов.
В ходе катамнестической оценки, выполненной через полгода, обострения дорсопатии в группе контроля были отмечены у 32% больных, тогда как в основных группах — в меньшем числе (21% и 18% соответственно), причем во 2-й группе они протекали в более «мягкой» форме.
При этом у пациентов 1-й группы и тем более 3-й клинически отмечалось усиление выраженности вазоспастических реакций, тогда как в 2-й группе положительный сосудистый эффект в целом сохранялся.
Эти данные были дополнены электрофизиологическими данными, сдвиги которых, не будучи достоверными, отражали тем не менее основные тенденции. В частности, если во 2-й группе температурные показатели были относительно устойчивы, то в других группах прослеживалось нарастание (в среднем на 15%) термоасимметрии в дистальных отделах. Остальные корреляты претерпевали сходные изменения, отличаясь стабильностью во 2-й группе и ухудшением в двух других группах — снижением РИ голеней и объемного кровотока в артериях тыла стопы в среднем на 12–16%.
Обсуждение и выводы
Отмеченные в исследовании скорость формирования и стабильность положительных сдвигов — как клинических, так и электрофизиологических, напрямую связаны с особенностями выбранных вариантов озонотерапии. При этом впервые установлено, что выполнение технологии по предложенной нами акупунктурной схеме обеспечивает, в сравнении с другими подходами, достижение быстрого и более устойчивого терапевтического эффекта. Возможное объяснение этому лежит в плоскости сложения и, не исключено, потенцирования рефлекторных и специфических механизмов данного метода.
Литература
- Агасаров Л. Г. Рефлексотерапия при распространенных заболеваниях нервной системы. М., 2017. 240 с.
- Агасаров Л. Г. Фармакопунктура. М., 2015. 192 с.
- Густов А. В., Конторщикова К. Н., Потехина Ю. П. Озонотерапия в неврологии. 3-е изд., доп. и перераб. Н. Новгород, 2012. 192 с.
- Конторщикова К. Н., Перетягин С. П. Руководство по озонотерапии. Н. Новгород, 2005. 272 с.
- Кузьмина И. В. Оптимизация рефлекторных методов воздействия при дорсопатиях. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2015. 23 с.
- Попелянский Я. Ю. Болезни периферической нервной системы. М., 2005. 463 с.
- Подчуфарова Е. В. Актуальные вопросы острой и хронической боли в пояснично-крестцовой области // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2012, № 1. С. 27–35.
- Радзиевский С. А., Бобровницкий И. П., Солодовникова Т. С., Агасаров Л. Г., Бокова И. А., Орехова Э. М., Кончугова Т. В., Лукьянова Т. В. Адаптивные механизмы кардио- и сосудопротекторного действия рефлексотерапии // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2013, № 1. С. 55–59.
Л. Г. Агасаров*, 1, доктор медицинских наук, профессор
О. С. Давьян**
Л. Ю. Тарасова*, кандидат медицинских наук
* ФГБУ НМИЦ РК МЗ РФ, Москва
** ООО «РУСМЕДДОК», Москва
1 Контактная информация: lev.agasarov@mail.ru
Купить номер с этой статьей в pdf