Оценка клинической эффективности современных высокоадаптированных смесей в питании детей, лишенных грудного молока

18-02-2015
При недостаточном количестве или отсутствии грудного молока в питание детей вводят молочные смеси. Современные высокоадаптированные молочные смеси обеспечивают ребенка всеми нутриентами, необходимыми для оптимального роста и развития.

Единственной формой адекватного и принципиально незаменимого питания для ребенка сразу после рождения и в течение одного-полутора лет жизни является грудное вскармливание. Это эволюционно закрепленное, персонифицированное питание, которое соответствует потребностям ребенка и возможностям его пищеварительной системы [1, 2].

При недостаточном количестве или отсутствии грудного молока в питание детей вводят молочные смеси. По мере появления новых сведений о составе грудного молока, о функциональных свойствах его ингредиентов изменяется состав молочных смесей для смешанного и искусственного вскармливания, они все больше приближаются по своему составу и свойствам к женскому молоку [3–5].

Реклама

Современные высокоадаптированные молочные смеси обеспечивают ребенка не только всеми нутриентами, необходимыми для оптимального роста и развития. Многие смеси содержат целый ряд функциональных компонентов, которые влияют на состав кишечной микробиоты ребенка, помогают становлению иммунитета, обуславливая «иммунное программирование» — преобладание того или иного типа реагирования иммунной системы в дальнейшем [6–8].

В жировой состав смесей включаются незаменимые жирные кислоты и длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты, которые способствуют правильному формированию нервной системы и зрительного анализатора.

В становлении иммунитета большую роль играют такие компоненты, входящие в состав смесей, как цинк, железо, селен, йод, нуклеотиды.

Введение в состав смесей олигосахаридов — пребиотиков способствует избирательной стимуляции роста бифидо- и лактобактерий, которые преобладают в микрофлоре детей, вскармливаемых грудным молоком.

Грудное молоко не только содержит факторы роста бифидобактерий (низкое содержание белка, достаточное количество альфалактальбумина, низкое содержание фосфора, высокий уровень олигосахаридов), но и является их поставщиком. Исследования 2003–2009 годов показали, что грудное молоко здоровой женщины не стерильно, оно содержит 109 микробных тел/л, с преобладанием бифидо- и лактобактерий.

Развитие иммунной системы является генетически запрограммированным процессом, но после рождения ребенка микроорганизмы, заселяющие кожу, верхние дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), являются мощным стимулом к развитию иммунной системы. Поэтому способ родоразрешения, послеродовый контакт кожа к коже, грудное вскармливание и пр. во многом определяют нормальный биоценоз кишечника у новорожденных. Многочисленными исследованиями доказано, что именно нормальная кишечная микробиота определяет оптимальное формирование и функционирование иммунной системы, 80% клеток которой находятся в ЖКТ [9–11].

Реклама

Доминирующие в кишечной микробиоте детей, находящихся на естественном вскармливании, бифидобактерии выполняют в организме ряд важных защитных функций: препятствуют росту патогенной флоры, снижают выброс провоспалительных цитокинов способствуют продукции секреторного IgA, сохраняют целостность кишечного барьера [4].

Секреторный IgA является основным секреторным иммуноглобулином, содержащимся в секретах организма, таких как слеза, слюна, молозиво, секрет ЖКТ и трахеобронхиальная слизь. Основными функциями секреторного IgA являются связывание микроорганизмов на поверхности слизистых оболочек, нейтрализация вирусов, препятствие всасыванию антигенов (аллергенов) через слизистую оболочку. Особо важную роль он играет в защите от инфекций респираторной, мочеполовой систем и ЖКТ [12].

Поэтому при отсутствии грудного молока, выбирая смесь для вскармливания ребенка, следует отдать предпочтение смесям, в состав которых входят такие функциональные компоненты, как синбиотики (пре- и пробиотики), способствующие нормальной колонизации кишечника, которая является ключевым фактором формирования здоровья ребенка [13].

Примером продуктов, которые могут быть использованы в качестве питания для детей первого года жизни, являются смеси Беллакт Иммунис 1, 2, в состав которых помимо оптимального количества и качества белков, жиров, углеводов, нуклеотидов, витаминов, микро- и макроэлементов включены синбиотики: пребиотики (галактоолигосахариды и фруктоолигосахариды в количестве 0,5 г/100 мл) и пробиотик (

Реклама
Bifidobacterium lactis BB-12). Этот штамм пробиотика является наиболее изученным, получившим в Управлении по надзору за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств США (Food and Drugs Administration of the United States, FDA) статус GRAS (безусловно безопасный) и разрешенным к использованию в питании детей с рождения. Bifidobacterium lactis BB-12 присутствует в микробиоте здоровых детей, в составе молочных смесей используется уже более 20 лет [14].

Приводим результаты исследования, проведенного на базе 10-й детской клинической поликлиники г. Минска в соответствии с принципами «Добросовестной клинической практики».

Целью исследования явилось изучение состава кишечной микробиоты и оценка состояния местного иммунитета слизистых оболочек ротовой полости у детей на искусственном вскармливании, получавших в зависимости от возраста смеси Беллакт Иммунис 1 или Беллакт Иммунис 2, в сравнении с аналогичными показателями у детей, находящихся на грудном вскармливании.

Длительность наблюдения за детьми составила 30 дней.

В процессе исследования проводилась оценка индивидуальной переносимости смесей; влияние на частоту функциональных нарушений ЖКТ; динамика общеклинических анализов крови в группах наблюдения и контроля. Исследованы показатели кишечного биоценоза до и после приема смесей Беллакт Иммунис 1, 2; оценивалось состояние местного иммунитета слизистых оболочек ротовой полости по уровню секреторного иммуноглобулина А в слюне (sIgA) детей.

Реклама

Исследование проводилось в группе здоровых, доношенных детей с нормальными массо-ростовыми показателями и оценкой по шкале Апгар не менее 7 баллов с отсутствием в анамнезе тяжелой инфекционной и перинатальной патологии. Дети основной группы вскармливались искусственно, в контрольной группе — грудным молоком.

Дети исключались из проводимого исследования при отказе ребенка от приема продукта, появлении или усилении функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта и при появлении симптомов аллергии.

Группу наблюдения составили 20 детей в возрасте до 6 месяцев и 19 детей в возрасте от 6 месяцев до года, получавших в питание смесь Беллакт Иммунис 1, 2 и прикормы, соответствующие возрасту. Контрольная группа включала в себя 20 детей первого полугодия жизни, находящихся на грудном вскармливании, и 19 детей второго полугодия. Группы наблюдения и контроля имели несущественные различия, т. е. были сопоставимы по среднему возрасту матерей, порядку беременности и родов, течению родов и состоянию детей после рождения. Лишь урогенитальная патология в 1,8 раза реже была выявлена у женщин, которые в последующем кормили своих детей грудью.

Статистическая обработка материалов исследования осуществлялась на персональном компьютере с применением прикладных статистических программ BMDP-90. Для сравнения средних показателей количественных признаков в исследуемых группах использовался критерий Стьюдента t и метод непараметрической статистики.

Реклама

Статистические методы анализа полученных в процессе исследования показателей выполнены с использованием пакетов приложений Microsoft Office XP для статистической обработки материала: Mickosoft Excel (версия 7.0) и программы Statistica (версия 6.0) с учетом вычислительных методов, рекомендованных для биологии и медицины. Количественные параметры в зависимости от вида распределения (параметрическое, непараметрическое) представлены в виде среднего значения и ошибки (Х ± Sx) либо медианы и межквартильного интервала. Критическим уровнем значимости при проверке статистических гипотез принимали p < 0,05.

В результате исследования отмечена хорошая переносимость смесей у 90,0% детей первого полугодия и 94,7% второго полугодия жизни. Динамика симптомов функциональных нарушений пищеварения у детей первого полугодия жизни представлена на рис. 1 и 2.

Тенденция к снижению частоты различных функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта при применении смеси Беллакт Иммунис 1 приближена к таковой у детей, находящихся на грудном вскармливании. При этом отмечено достоверное снижение частоты кишечных колик у детей (p < 0,05), получавших смесь. Количество детей второго полугодия жизни с функциональными нарушениями при употреблении смеси уменьшилось на 40%.

Реклама

Число детей в группе наблюдения, с уровнем гемоглобина в начале исследования от 100 до 110 г/л, достоверно уменьшилось через 30 дней с 10 до 2 человек (p < 0,05). В группе контроля уровень гемоглобина в начале и через 30 дней наблюдения находился в пределах возрастной нормы — 123,65 ± 3,59 и 112,43 ± 2,87 г/л (p < 0,05) соответственно.

Результаты копрологических исследований представлены на рис. 3 и 4.

Анализ данных копрологических исследований выявил, что при применении смесей достоверно уменьшается частота синдрома нарушения переваривания жиров. У детей второго полугодия жизни выявлено уменьшение йодофильной флоры, косвенно характеризующей синдром дисбактериоза.

Реклама

Показатели нормальной микрофлоры представлены в табл. 1, 2, 3.

В группе детей первого и второго полугодия жизни, получавших смесь, содержание нормальной микрофлоры увеличилось. У детей на грудном вскармливании показатели нормальной микрофлоры были изначально выше и остались таковыми в период всего исследования.

Показатели условно-патогенной флоры (УПФ) представлены на рис. 5, 6.

При сравнении показателей УПФ до и после применения смеси Беллакт Иммунис 1 установлено достоверное снижение выделения золотистого стафилококка (p < 0,01) и протея (p < 0,05). Отмечено положительное влияние смеси Беллакт Иммунис 2 на УПФ. К окончанию исследования достоверно снизилась частота выявления грибов рода Candida, отмечена тенденция к снижению выделения золотистого стафилококка и протея.

У детей первого полугодия жизни, находящихся на грудном вскармливании, содержание sIgA (0,197 мг/мл) было изначально выше, чем у детей на искусственном вскармливании (0,132 мг/мл). После получения смеси Беллакт Иммунис 1 количество sIgA увеличилось до 0,295 мг/мл (p < 0,05).

У детей второго полугодия динамика содержания секреторного иммуноглобулина была аналогичной: на искусственном вскармливании в начале исследования (0,211 мг/мл) ниже, чем на грудном (0,368 мг/мл). Через 30 дней получения в питание смеси Беллакт Иммунис 2 содержание увеличилось до 0,326 мг/мл (p < 0,01).

Содержание sIgA после применения смесей достоверно не отличалось от содержания sIgA в слюне детей на естественном вскармливании.

Детям первого года жизни при недостаточном количестве или отсутствии грудного молока могут быть рекомендованы адаптированные молочные смеси Беллакт Иммунис 1, 2. Смеси обладают хорошей индивидуальной переносимостью, снижают частоту функциональных нарушений пищеварения, купируют младенческие колики. При применении смесей нормализуются показатели гемоглобина. Улучшается переваривание жиров, оптимизируется состав микробиоты кишечника — увеличивается количество бифидобактерий и лактобактерий, уменьшается рост золотистого стафилококка, протея, грибов рода Candida, в слюне детей статистически значимо увеличивается концентрация IgA.

Реклама

Литература

  1. Постникова Е. А., Пикина А. П., Кафарская Л. И. и др. Изучение качественного и количественного состава микрофлоры кишечника у клинически здоровых детей в раннем возрасте // Журнал микробиологии. 2004, № 1, с. 67–69.
  2. Хавкин А. И., Бельмер С. В., Горелов А. В. и др. Диагностика и лечение функционального запора у детей. Проект Консенсуса Общества детских гастроэнтерологов // Вопросы детской диетологии. 2013, т. 11, № 6, с. 51–58.
  3. Лукоянова О. Л., Боровик Т. Э., Бушуева Т. В. и др. Возможности моделирования состава детских молочных смесей за счет введения функциональных нутриентов // Вопросы современной педиатрии. 2013, т. 12, № 2, с. 114–122.
  4. Самсыгина Г. А. Алгоритм лечения детских кишечных колик // Consilium mеdicum. Педиатрия. 2009, № 3, с. 55–67.
  5. O’ Sullivan D. J. Screening of intestinal microflora for effective probiotic bacteria // J. Ag.Food Chem. 2001, № 49, c. 1751–1760.
  6. Амирова В. Р., Нетребенко О. К., Азнабаева Л. Ф. и др. Состояние местного иммунитета у новорожденных детей, получающих различные виды вскармливания // Педиатрия. 2011; № 1, с. 84–89.
  7. Токарева Н. Коррекция и профилактика дисбактериоза. Эффективная фармакотерапия // Гастроэнтерология. 2011, № 3, с. 77–84.
  8. Mowat A. M. Anatomical basis of tolerance and immunity to intestinal antigens // Nat. Rev. Immunol. 2003, № 3, c. 331–341.
  9. Бондаренко В. М. Обоснование и тактика назначения в медицинской практике различных форм про биотических препаратов // Фарматека. 2012, № 13, с. 89–99.
  10. Корниенко Е. А., Нетребенко О. К., Украинцев С. Е. Роль кишечной микрофлоры и пробиотиков в развитии иммунитета у грудных детей // Педиатрия. 2009, т. 87, № 1, с. 77–83.
  11. Perdigon G., Fuller R., Raya R. Lactis acid bacteria and their effect on the immune system // Curr. Issues. Intest. Microbiol. 2001, 3, № 2, c. 27–42.
  12. Kelly D., Conway S., Aminov R. Commensal gut bacteria6 mechanisms of immune modulation // Trends. Immunol. 2005, № 26, c. 326–333.
  13. Чичерин И. Ю., Погорельский И. П., Дармов И. В. и др. Пробиотики: вектор развития // Практическая медицина. 2012, № 3, с. 47–55.
  14. Урсова Н. И. Современные пробиотики: определение и основная концепция действия // Вопросы детской диетологии. 2013, № 6, с. 53–64.

О. Н. Назаренко*
Л. Н. Мачулина*, 1,
кандидат медицинских наук
Т. И. Ковалкина**
Н. А. Алимпиева**
В. В. Дайнович**
О. С. Шелестовская*

* БГМУ, Минск, Республика Беларусь
** 10-я детская клиническая поликлиника, Минск, Республика Беларусь

1 Контактная информация: machulina1@mail.ru


Купить номер с этой статьей в pdf

Реклама