Ринит может быть как первым симптомом острой респираторной инфекции, так и самостоятельным заболеванием. Известно, что острая инфекционная патология составляет 90% всех болезней респираторного тракта. Так, в 2000 г. зарегистрировано 199 850 случаев острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа на 100 000 детского населения России среди детей первых 3 лет жизни [1, 2]. Наиболее часто болеют дети от 6 мес до 6 лет (4–8 заболеваний в год).
В первые часы заболевания установить этиологически значимый фактор достаточно сложно, а самочувствие пациента диктует необходимость начала симптоматической терапии. Наиболее распространенным методом ее является введение деконгестантов в форме капель или спреев. Однако эти способы имеют ряд недостатков. Прежде всего они отрицательно влияют на функцию мерцательного эпителия, резко ухудшают мукоцилиарный клиренс, а при длительном применении приводят к его угнетению [3]. Происходит это еще и потому, что обычно вводится избыточное количество препарата, которое не является необходимым для сокращения отека слизистой оболочки носа и ликвидации обструкции. Терапия деконгестантами должна ограничиваться 5–7 днями, так как более длительное их применение может привести к парезу сосудов полости носа или аллергической реакции.
В последние годы отмечается увеличение частоты отравлений сосудосуживающими каплями по сравнению с другими лекарственными средствами. Остановимся на этом более подробно, так как многие медицинские работники и родители традиционно считают, что сосудосуживающие капли оказывают только местное воздействие на слизистую оболочку полости носа и являются относительно безвредными. По некоторым данным [4], отравления деконгестантами составили в среднем 23% от всех медикаментозных интоксикаций и их число ежегодно увеличивается. Если в 2000 г. лишь у 4,5% детей с отравлениями причиной было использование деконгестантов, то в 2004 г. — 26%. Почти все дети были раннего и младшего школьного возраста. Одной из причин этого можно считать незрелость механизма возврата адреномиметиков в пресинаптическое окончание и недостаточную активность инактивирующих ферментов. Это приводит к увеличению концентрации деконгестантов в крови и появлению симптомов отравления. Полное созревание механизмов синтеза, захвата, депонирования и инактивации катехоламинов происходит только к 6–8-му году жизни [5], поэтому у старших детей и взрослых почти не бывает передозировки деконгестантов. Подтверждается это и осенне-зимним всплеском отравлений деконгестантами, совпадающим с подъемом заболеваемости ОРВИ. Анализ историй болезни показал, что причинами отравления были передозировка деконгестантов, их бесконтрольное применение и использование «взрослых» дозировок в педиатрической практике. Относительная площадь слизистой оболочки полости носа у детей значительно меньше, чем у взрослых. При попадании на слизистую оболочку полости носа грудного ребенка «стандартного» количества сосудосуживающего средства он получает дозу в 30 раз выше, чем взрослый, в пересчете на 1 кг массы тела. Причинами бесконтрольного использования сосудосуживающих капель являются: незнание родителей о побочном действии этих медикаментов, их широкая доступность вследствие безрецептурной продажи, отсутствие должного контроля за применением сосудосуживающих капель со стороны медицинских работников.
При анализе клинических проявлений установлена двухфазность течения отравления деконгестантами. В первой фазе действия альфа-адреномиметиков отмечались общая слабость, тошнота, рвота, головокружение, головная боль, беспокойство и чувство страха. У детей определялась умеренная бледность кожных покровов (спазм периферических сосудов), тахикардия (усиление сократительной способности миокарда и повышение артериального давления). При нарастании концентрации деконгестантов в крови развивалась вторая фаза с типичными симптомами отравления: мышечная гипотония, усиление бледности кожных покровов, снижение температуры тела, брадикардия и др. Поэтому желательно ограничивать использование деконгестантов у детей первых лет жизни.
В связи с этим одним из альтернативных вариантов симптоматического лечения острого насморка являются ингаляции эфирными маслами.
У этого метода имеется ряд положительных сторон:
- безопасность и удобство, позволяющие использовать его у детей всех возрастных групп;
- максимально физиологичное введение лекарственного вещества — вместе с вдыхаемым воздухом;
- прямое действие на слизистую оболочку органов дыхания, купирование застойных и воспалительных реакций;
- смягчающее действие микрочастиц масла на слизистые оболочки;
- возможность избежать раздражения слизистой и мацерации кожных покровов, развивающегося при длительном применении лекарственных средств в полости носа.
Одним из таких препаратов является комплексный препарат Олбас с подобранными в определенной концентрации эфирными маслами для ингаляционного пассивного введения в полость носа при вдохе. В состав его входят натуральные чистые эфирные масла растительного происхождения:
- мятное (без ментола) 34,45% (оказывает болеутоляющий, дезодорирующий и легкий антисептический эффект);
- эвкалиптовое — 35,45% (один из сильнейших антисептиков в группе эфирных масел, широко используется в составе различных ингаляций, применяемых при респираторных инфекциях верхних дыхательных путей, оказывает иммуностимулирующее действие);
- каепутовое — 18,50% (обладает высокой бактерицидной активностью по отношению к St. аureus, противовоспалительной активностью и тонизирующим эффектом);
- винтергриновое (гаультерии лежачей или зимолюбки) — 3,70% (оказывает противовоспалительный и тонизирующий эффект);
- можжевеловое — 2,70% (оказывает противомикробное действие);
- гвоздичное — 0,10% (оказывает антисептическое и болеутоляющее действие).
Препарат содержит также 4,10% левоментола.
Клиническому применению предшествовали исследования [6–8], целью которых было изучение бактериостатического и бактерицидного эффектов масла Олбас на микрофлору верхних дыхательных путей и оценка возможности развития этих свойств при ингаляционном способе введения [6].
Для этого in vitro определялась бактерицидная и бактериостатическая концентрация масла Олбас в отношении 40 основных патогенов и грибов рода Candida. Экспериментально установлено, что бактериостатический эффект препарата Олбас на патогенные микроорганизмы, обитающие в дыхательных путях, в 1,5 раза слабее, чем бактерицидный. Уничтожение микроорганизмов в верхних дыхательных путях отмечалось уже при применении препарата Олбас ингаляционно в концентрации 1,25%. Подтверждена активность масла Олбас в отношении таких патогенов, как грамположительные (
Исследования на здоровых добровольцах [7] позволили авторам установить, что масло Олбас не оказывает негативного влияния на обонятельную и мукоцилиарную функции и хорошо переносится в подавляющем большинстве случаев. Исследования эффективности масла Олбас у взрослых при остром рините на фоне ОРВИ показало [8], что признаки острого ринита (выделения и заложенность носа) полностью исчезли у 64,3% на 7-й день лечения. У 35,7% сохранялись незначительные выделения из носа.
Нами в клинике ЛОР-болезней педиатрического факультета РГМУ была оценена эффективность масла Олбас при острых ринитах у 30 детей в возрасте от 2 до 14 лет. Всем больным проводились: общая оценка состояния больного, ЛОР-осмотр, включая ринофарингоотоскопию, оценка симптомов ринита по 3-балльной шкале (0 – отсутствие симптома, 3 — симптом выражен максимально). Препарат Олбас назначали в виде ингаляций (2–3 капли препарата на марлю или вату) 3 раза в день в качестве монотерапии.
Через 7 дней приема препарата симптомы ринита отсутствовали у 13 больных (43,3%), и продолжения терапии не потребовалось. У 15 детей (50%) сохранялись симптомы ринита, требующие назначения дополнительной медикаментозной терапии.
По оценкам врачей, эффективность препарата Олбас как средства для монотерапии острых ринитов оценена как отличная в 17%, хорошая — в 45%, удовлетворительная — в 38% случаев (рисунок).
Оценка эффективности препарата Олбас |
Таким образом, эффективность препарата составила 43,3%, что позволяет рекомендовать его и как средство для монотерапии, и как средство для комплексной терапии острого ринита. У 2 детей (6,7%) отмечены побочные явления на фоне приема препарата (чихание, жжение в носу, слезотечение; покраснение кожи носогубного треугольника, усиление выделений из носа).
Таким образом, мы полагаем, что подобный комплекс эфирных масел обладает достаточной эффективностью при острых ринитах у детей и лишен одновременно отрицательных свойств сосудосуживающих препаратов, вводимых в виде капель или спреев в носовую полость. Важным является отсутствие ограничения длительности курса препарата Олбас при ежедневном применении.
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.
Е. Ю. Радциг, доктор медицинских наук, доцент
Н. В. Ермилова
Н. В. Сапаева
М. Р. Богомильский, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН
РГМУ, Москва