На базе 5 московских клиник проведено исследование эффективности использования творога «Растишка» («Данон», Россия/Франция) в качестве дополнительного источника кальция в питании более 100 детей с различными заболеваниями, сопровождающимися повышенной потребностью в кальции. Полученные результаты свидетельствуют о том, что введение указанного продукта в рацион больных способствует улучшению минерализации костной ткани у детей с ее нарушениями, связанными с травмами, наследственными нарушениями обмена кальция и действием кортикостероидных гормонов. Переносимость творога оказалась хорошей, в том числе у детей с заболеваниями поджелудочной железы.
Кальций принадлежит к числу эссенциальных нутриентов, играющих ключевую роль в реализации многих физиологических процессов, в том числе минерализации костной ткани, мышечного сокращения, гемостаза и др. [1, 2]. В связи с этим достаточное поступление кальция с пищей является одним из условий рационального питания здоровых детей и подростков. Еще большее значение приобретает этот нутриент у детей с заболеваниями, сопряженными с повышенной потребностью в кальции [1, 3]. К их числу принадлежат, в частности, переломы костей и наследственные нарушения формирования костей. Их лечение включает в качестве обязательного компонента дополнительный прием препаратов кальция, необходимого для образования костной мозоли (у детей с переломами костей) и для предотвращения явлений остеопороза, сопровождающего наследственные заболевания костей [1 — 5]. Явления остеопороза могут возникать также у детей с системными заболеваниями соединительной ткани, получающих стероидные гормоны. Лечение этих детей также требует дополнительного поступления в организм кальция. [3, 5, 6]. Кальций традиционно используется и в лечении пациентов с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Вместе с тем вопрос о целесообразности использования препаратов кальция у детей с дисметаболическими нефропатиями, в том числе проживающих на территориях, загрязненных радионуклидами, остается спорным. Считается, что прием кальция показан у таких детей в качестве способа подавления всасывания радиоактивного стронция; в то же время имеются сообщения о том, что избыток кальция в рационе, возможно, играет определенную роль в формировании камней мочевого пузыря.
Дополнительное снабжение организма кальцием при указанных заболеваниях обеспечивается как за счет правильного построения рациона питания с включением в него молока и молочных продуктов, богатых кальцием, так и за счет назначения больным детям лекарственных препаратов в виде глюконата, карбоната или глицерофосфата кальция. Альтернативой приему таких препаратов может служить включение в рацион продуктов, дополнительно обогащенных кальцием. Такой подход представляется более предпочтительным, с учетом большого числа различных лекарственных препаратов, назначаемых при указанных заболеваниях, и отрицательных эмоций, нередко сопровождающих прием лекарств больными детьми.
В связи с этим вызывает интерес новый кисломолочный продукт — творожок «Растишка», выпускаемый компанией «Данон» на заводах в Польше и в России. Этот продукт представляет собой получаемый по традиционной технологии творог, который дополнительно обогащают кальцием (в форме цитрата кальция). В состав творожка входят также сливки и фруктовое пюре.
Суммарное содержание кальция в твороге «Растишка» составляет около 200 мг/100 г продукта, что соответствует 20 — 30% физиологической потребности в кальции детей 7 — 14 лет и эквивалентно приему 1/2 таблетки глюконата или глицерофосфата кальция.
Исходя из изложенного мы исследовали эффективность использования творога «Растишка» как дополнительного источника кальция в лечебном питании детей с некоторыми заболеваниями, сопровождающимися повышенной потребностью в кальции.
Для исследования были выбраны дети с: переломами длинных трубчатых костей и болезнью Пертеса; несовершенным остеогенезом и рахитоподобными заболеваниями наследственной природы; стероидным остеопорозом — при наличии системных заболеваний соединительной ткани; острыми и хроническими заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта; нарушениями состояния здоровья в связи с проживанием на территориях, загрязненных радионуклидами.
Исследование носило открытый характер и было многоцентровым.
Для исследования были отобраны дети обоих полов в возрасте от 3 до 12 лет и сформированы шесть групп по 20 человек в каждой, за исключением 1-й, состоявшей из 11 пациентов: группа 1 — дети с переломами костей, находящиеся на длительной иммобилизации; группа 2 — дети с переломами костей и болезнью Пертеса; группа 3 — дети с несовершенным остеогенезом и рахитоподобными заболеваниями; группа 4 — дети со стероидным остеопорозом на фоне системных заболеваний соединительной ткани; группа 5 — дети, поступившие на курс реабилитации с территорий, загрязненных радионуклидами; группа 6 — дети с острыми и хроническими гастроэнтерологическими заболеваниями.
Всем наблюдавшимся детям дополнительно к основному рациону назначали творог «Растишка». Творог вводили в рацион как дополнительное питание ежедневно 1 раз в день. Дети во всех группах, кроме 2-й, весь период наблюдения находились в соответствующих отделениях стационара. Дети из 2-й группы находились в стационаре 21 день, после чего в течение 20 — 25 дней получали лечение и творог «Растишка» амбулаторно и наблюдались в отделении стационара не реже 1 раза в 2 недели.
Для контроля в группы 2 — 5 были включены дети с той же патологией, не получавшие дополнительно творог «Растишка» (по 20 детей в каждой группе). В 1-ю и 6-ю группы детей, не получавших творог «Растишка», не включали. В связи этим клинические и клинико-лабораторные показатели, полученные при наблюдении за детьми, получавшими творог «Растишка», сопоставляли с соответствующими показателями у детей с аналогичной патологией, находившихся на лечении в отделении до проведения исследований и не получавших творог «Растишка».
Критериями эффективности применения творога «Растишка» служили:
- Показатели переносимости продукта:
- субъективное отношение детей к продукту ("вкусно" - "невкусно");
- аппетит;
- возможные диспепсические расстройства (тошнота, рвота, изжога, отрыжка, метеоризм, диарея, запор и т. п.);
- возможные реакции, связанные с непереносимостью продукта (кожные, со стороны желудочно-кишечного тракта, респираторные и др.).
- Показатели терапевтической эффективности:
- клиническая динамика основного заболевания;
- показатели метаболизма кальция в организме: содержание кальция и фосфора в сыворотке крови и суточная экскреция кальция с мочой, изучавшиеся с помощью комплексонометрического титрования кальция и колориметрического определения фосфора;
- скорость формирования костной мозоли (группы 1 и 2);
- плотность костной ткани, изучавшаяся рентгенологически и с помощью УЗ-денситометрии (группы 3 и 5);
- содержание остеокальцина в плазме крови, изучавшееся с помощью радиоиммунологического метода (группы 2, 3 и 4);
- результаты клинических и биохимических анализов крови;
- результаты клинических анализов мочи.
Все указанные показатели изучали в основных группах детей до начала приема творога «Растишка» и по окончании приема, а в контрольных группах — в сроки, соответствующие времени исследования в основных группах.
Проведенные наблюдения показали, что все дети хорошо переносили творог «Растишка». Большинство детей дали высокую субъективную оценку творогу: 96% детей оценили творог как «вкусный» и «очень вкусный». Явлений пищевой непереносимости при приеме творога не наблюдалось. Кожные покровы и слизистые оболочки у детей всех групп на протяжении периода наблюдения оставались чистыми, обычной окраски. Диспепсические нарушения за период обследования ни у одного из наблюдаемых детей не зарегистрированы. Напротив, у 12 из 15 детей в группе 5, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей, отмечалось улучшение аппетита и исчезновение явлений дискомфорта со стороны органов желудочно-кишечного тракта (против 4 из 12 больных в контрольной группе). В группе 6 у детей с дискинезией толстого кишечника и синдромом раздраженной кишки, проявляющихся запорами, на фоне комплексной терапии с включением творога «Растишка» наблюдалась нормализация стула.
Следует особо подчеркнуть, что у детей с проявлениями реактивного панкреатита, в рационе которых традиционно ограничивается содержание обычного творога в связи с высоким содержанием в нем жира, прием творога «Растишка», содержащего не более 3,5% жира, не вызывал ухудшения самочувствия или изменения клинико-лабораторных показателей, относящихся к функции поджелудочной железы.
Содержание кальция в крови детей всех групп, получавших творог «Растишка», было в пределах нормы до приема творога и практически не менялось после его приема, что согласуется с современными представлениями о жестком поддержании уровня кальция в крови как одном из важнейших условий обеспечения гомеостаза организма. [1, 2, 5]. При этом содержание кальция в крови детей основной и контрольной групп было практически одинаковым до начала исследований и после их завершения. Аналогично этому содержание фосфора в крови в начале и конце наблюдений было практически одинаковым во всех группах и соответствовало нормативным величинам [7]. Вместе с тем суточная экскреция кальция с мочой имела тенденцию к увеличению у всех детей, получавших творог «Растишка».
Рентгенологические исследования, проведенные у детей с переломами бедренных костей (группа 1) через 1 — 1,5 — 2 месяца после приема творога «Растишка», показали, что на рентгенограммах отмечалось образование костной мозоли слабой плотности, что соответствует среднестатистическим срокам заживления переломов. Признаков остеопороза не было выявлено ни в одном случае. В группе 2 среди детей с переломом костей и болезнью Пертеса была отмечена тенденция к более быстрому появлению периостальной реакции и образованию костной мозоли у пациентов, получавших «Растишку», по сравнению с контрольной группой, а также отмечена тенденция к уменьшению степени остеопороза при длительной иммобилизации в основной группе в сравнении с контрольной.
Таким образом, результаты рентгенологических исследований позволили выявить лишь тенденцию к ускорению заживления переломов у всех детей, получавших творог «Растишка». Следует подчеркнуть, однако, что наблюдения проводились в течение короткого срока (30 — 40 дней), тогда как процессы репарации костной ткани происходят в течение значительно более длительного периода (не менее 4 — 6 месяцев). Можно полагать поэтому, что при увеличении периода наблюдений положительный эффект дополнительного приема творога, обогащенного кальцием, мог быть выявлен более четко.
В связи с этим значительный интерес представляют результаты изучения плотности костной ткани, проведенные с помощью ультразвуковой денситометрии у детей с наследственными нарушениями остеогенеза (группа 3) и у детей, проживающих на территориях, загрязненных радионуклидами (группа 5). Проведенные исследования выявили наличие системного остеопороза у детей с нарушениями остеогенеза и рахитоподобными заболеваниями. Лечение детей в стационаре в течение 30 — 40 дней привело к достоверному увеличению плотности костей у детей как основной, так и контрольной группы. При этом у детей контрольной группы с синдромами Марфана и Элерса-Данлоса, не получавших препаратов кальция, по окончании лечения не отмечалось повышения плотности костей в отличие от детей основной группы, получавших кальций с творогом.
Результаты ультразвуковой денситометрии у детей с территорий, загрязненных радионуклидами, свидетельствовали о снижении плотности костной ткани у детей как основной, так и контрольной группы (на 4 — 28% и 3 — 27% соответственно). Степень снижения плотности костной ткани до начала наблюдения была, следовательно, сходной в обеих группах. Повторная денситометрия, проведенная спустя 30 — 40 дней, показала, что дополнительное поступление кальция с творогом «Растишка» вело к увеличению плотности костной ткани у существенно большего числа детей, чем в контрольной группе; в основной группе число таких детей составляло 10 из 16 детей, а в контрольной группе — 3 из 14 детей. При этом степень увеличения плотности костей у детей контрольной группы была ниже, чем в основной группе (1 — 2% против 2 — 6% соответственно).
Полученные результаты рентгенологических исследований костей и ультразвукового изучения их плотности интересно сопоставить с результатами исследования содержания остеокальцина в крови — одним из основных показателей адекватности процессов минерализации костной ткани [8 — 10]. Проведенные исследования показали, что содержание остеокальцина увеличивалось после приема творога «Растишка» у детей с переломами костей (группа 2) и детей с явлениями стероидного остеопороза (группа 4) и проявляло тенденцию к увеличению у детей с несовершенным остеогенезом и рахитоподобными заболеваниями (группа 3). У детей контрольных групп подобная тенденция отсутствовала. Эти данные могут рассматриваться как указание на улучшение процессов минерализации костной ткани под влиянием поступления в организм дополнительных количеств легкоусвояемого кальция из творога «Растишка».
Таким образом, данные о динамике уровня остеокальцина в плазме крови детей, получавших творог «Растишка», в сочетании с результатами ультразвукового исследования плотности костей и рентгенологических исследований костей при переломах могут рассматриваться как указание на то, что введение в рацион творога «Растишка» способствует улучшению минерализации костной ткани у детей с ее нарушениями в результате травм, наследственных нарушений обмена кальция, действия кортикостероидных гормонов и неблагоприятных экологических факторов.
Эта информация в сочетании с полученными данными о хорошей клинической переносимости творога позволяет заключить, что творог «Растишка», обогащенный кальцием, может быть рекомендован для широкого использования в питании детей, нуждающихся в дополнительном поступлении кальция с пищей, в частности при переломах костей, различных формах остеопороза (в том числе обусловленного приемом кортикостероидов), наследственных нарушениях остеогенеза. Следует также указать на возможность использования творога «Растишка» в диетотерапии больных с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, в том числе с реактивным панкреатитом.
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию
Л. С. Балева, Д. В. Гаврикова, С. Н. Денисова, И. Я. Конь, Е. Б. Лаврентьева, Л. А. Лапина, Г. А. Лыскина, А. А. Шарова, А. В. Шилов
Федеральный детский научно-практический центр противорадиационной защиты при НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ НИИ питания РАМН
Московская областная детская ортопедо-хирургическая больница восстановительного лечения
Клиника детских болезней Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова
НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ