Защита и поддержка естественного вскармливания является основной задачей практического здравоохранения в России. При невозможности грудного вскармливания наиболее важным для здоровья ребенка является правильный подбор заменителей грудного молока. Искусственное питание должно обеспечить полноценное развитие детей, не имеющих возможности получать молоко матери. В последнее десятилетие стало ясно, что состав микрофлоры кишечника является важным фактором, влияющим на здоровье ребенка. В настоящее время имеются научные доказательства того, что микрофлора кишечника имеет физиологическое значение для детей первых месяцев жизни, особенно если они не получают материнское молоко.
Одна из важнейших функций кишечных микроорганизмов — ферментация олигосахаридов, которые являются неперевариваемой частью углеводного компонента грудного молока.
В результате микробной ферментации олигосахаридов вырабатываются конечные продукты метаболизма неперевариваемых углеводов — молочная кислота и короткоцепочечные жирные кислоты (КЦЖК), которые обладают полезными для организма человека свойствами.
КЦЖК являются дополнительным источником энергии для эпителиальных клеток слизистой оболочки кишечника и обладают трофическим эффектом. Это является основой формирования защитного барьера слизистой оболочки кишечника [1].
Неперевариваемые олигосахариды грудного молока стимулируют в кишечнике ребенка рост полезных микроорганизмов, таких как бифидобактерии и лактобактерии [2].
Функциональная кишечная микрофлора подавляет рост экзогенной и эндогенной патогенной микрофлоры. Механизмы подавления роста патогенной микрофлоры сложны и включают как конкуренцию бактерий за питательные вещества, так и выработку специальных ингибиторов — факторов, препятствующих росту патогенных бактерий [3].
Бифидо- и лактобактерии, заселяющие кишечник, являются частью защитного механизма слизистой оболочки кишечника. Они стимулируют иммунный ответ организма на воздействие бактериальных, токсических и других антигенов [4]. Поэтому кишечная микрофлора может рассматриваться как постоянно обновляющаяся часть организма человека, которая регулирует обменные и адаптационные процессы.
В настоящее время установлено, что росту бифидобактерий в кишечнике ребенка способствуют олигосахариды грудного молока [5, 6]. В женском молоке концентрация олигосахаридов достигает 1 г/100 мл. После лактозы (7 г/100 мл) олигосахариды являются второй по значимости группой углеводов материнского молока [7].
Олигосахариды грудного молока не перевариваются в тонком кишечнике под воздействием пищеварительных ферментов и достигают толстого кишечника неизмененными. В нижнем отделе толстого кишечника олигосахариды подвергаются ферментации (перевариванию) собственными бифидобактериями организма. Это приводит к увеличению общей бактериальной массы, повышению моторики кишечника и формированию каловых масс [8, 9].
Таким образом, олигосахариды грудного молока относят к пребиотикам, то есть неперевариваемым ингредиентам пищи, которые благотворно влияют на пищеварение за счет избирательной стимуляции роста бифидобактерий и лактобактерий. Неперевариваемые олигосахариды также способствуют образованию однородного мягкого стула у детей, получающих грудное молоко [8, 10].
Известно, что новорожденные, находящиеся на грудном вскармливании, гораздо реже подвержены заболеванию кишечными инфекциями. Этот эффект полностью связан с защитными свойствами бифидобактерий. Бифидобактерии выделяют особые субстанции — ингибиторы роста возбудителей инфекционных заболеваний. Они также вырабатывают уксусную и молочную кислоты, которые повышают кислотность желудочного сока. За счет этого в желудке создается ант��бактериальная среда, губительная для патогенных микроорганизмов.
Предполагается, что бифидобактерии повышают иммунный ответ у грудных детей [1,12]. Исследования показали, что в каловых массах детей в возрасте 12 месяцев, страдающих атопическими заболеваниями, количество клостридий повышено, а количество бифидобактерий снижено. В возрасте 3 недель у этих детей также наблюдалось снижение количества бифидобактерий по отношению к клостридиям [11]. Сравнительное исследование кишечной микрофлоры у здоровых детей первого года жизни и детей с атопией продемонстрировало аналогичное снижение количества бифидобактерий у детей-атопиков [12]. Этот факт неоспоримо доказывает влияние здоровой кишечной бифидофлоры на нормальное функционирование иммунной системы ребенка.
Рисунок 1. Химическое строение галактоолигосахаридов (ГОС) |
Для того чтобы помочь правильному формированию бифидофлоры детей на искусственном вскармливании, разработана специальная смесь пребиотических волокон олигосахаридов, которые по своему составу и свойствам воспроизводят пребиотический эффект олигосахаридов грудного молока. Разработанная смесь олигосахаридов, представляющая собой специально подобранную комбинацию короткоцепочечных галактоолигосахаридов (ГОС) (рис.1) и длинноцепочечных фруктоолигосахаридов (ФОС) (рис. 2), включена в состав детского питания «Нутрилон Омнео», «Нутрилон 1» и «Нутрилон 2» с пребиотиками (Nutricia, Голландия).
Рисунок 2. Химическое строение фруктоолигосахаридов (ФОС) |
ГОС являются углеводами, которые состоят из молекул галактозы и глюкозы и включают в себя смесь молекул с длиной цепи от 2 до 7 молекул сахаров. ГОС присутствуют в грудном молоке, в ферментированном молоке и молочных продуктах.
ФОС также являются углеводами, состоящими из молекул фруктозы и глюкозы, с длиной цепи от 5 до 60 молекул сахаров. ФОС содержатся в большом количестве продуктов питания, таких как пшеница, бананы, цикорий, артишоки и лук-порей. Многочисленные исследования доказали, что сочетание двух видов пребиотических волокон — галакто- и фруктоолигосахаридов наиболее эффективно увеличивает количество бифидобактерий и лактобактерий в микробиоценозе толстой кишки [13, 14, 15, 16, 17].
Эффективность пребиотических волокон олигосахаридов в составе детских смесей была доказана рядом клинических испытаний [18, 19, 20]. При проведении двойного слепого рандомизированного исследования две группы здоровых, рожденных в срок младенцев в течение первой недели жизни получали заменители грудного молока. Первая группа детей получала заменитель грудного молока с добавлением смеси пребиотических волокон (Nutricia, Голландия). Вторая группа детей — стандартный заменитель грудного молока, не содержащий пребиотические волокна [20]. На 1-й и 28-й день исследования в стуле младенцев проводилось определение количества бифидобактерий.
Содержание бифидобактерий в 1-й день исследования было одинаковым у всех детей. На 28-й день исследования количество бифидобактерий в микрофлоре кишечника детей первой группы было значительно выше по сравнению с детьми второй группы. Более того, количество бифидобактерий у детей первой группы достигло уровня, сходного с количеством бифидобактерий у детей на грудном вскармливании (рис. 3) [20, 21]. В дополнение исследование продемонстрировало увеличение количества лактобацилл в стуле детей, получающих смесь с добавлением пребиотических волокон.
Стул детей первой группы был намного мягче стула детей второй группы и был больше похож на стул детей, получающих грудное молоко (рис. 4) [20, 21]. Эффект мягкого стула, обусловленного воздействием смеси пребиотических волокон, очень важен. Общеизвестно, что матери младенцев, получающих искусственное питание, гораздо чаще озабочены проблемой твердого стула у своих детей, чем матери, кормящие своих детей грудью [22]. Проведенное исследование также подтвердило, что значительное число матерей, чьи дети являются «искусственниками», отмечают у них частое возникновение запоров.
Таким образом, дети, получающие заменители грудного молока со смесью пребиотических волокон олигосахаридов, лучше защищены от воздействия инфекционных агентов благодаря формированию функциональной кишечной флоры. Пищеварительный процесс у них приближен к перевариванию пищи в желудочно-кишечном тракте детей, которых кормят грудью, что существенно повышает качество жизни ребенка, вынужденного находиться на искусственном вскармливании.
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию
А. И. Хавкин, доктор медицинских наук, профессор
Е. С. Киселева, кандидат медицинских наук
НИИ педиатрии и детской хирургии
Приложения
-
- Заменители грудного молока с содержанием пребиотических волокон — олигосахаридов: новый подход к искусственному вскармливанию - Рисунок 3.
Влияние смеси пребиотических волокон Nutricia на содержание бифидобактерий в стуле детей на искусственном вскармливании (на 28-й день исследования)
-
- Заменители грудного молока с содержанием пребиотических волокон — олигосахаридов: новый подход к искусственному вскармливанию - Рисунок 4.
Влияние смеси пребиотических волокон Nutricia на консистенцию стула у детей на искусственном вскармливании