Сравнительный анализ клинической эффективности лечения больных туберкулезом показал, что применение ПО у 17 больных (77%) с наличием интоксикационного синдрома позволило полностью ликвидировать его через месяц после проведенного лечения. В те же сроки симптомы интоксикации полностью исчезли лишь у 11 больных контрольной группы (47,8%) (p<0,05). Необходимо отметить, что улучшение общего самочувствия, уменьшение жалоб со стороны органов дыхания отмечалось больными уже после первых инъекций ПО, то есть через 1—2 недели от начала курса иммунотерапии. Антитоксическая активность препарата связана с полимерной природой ПО, которая и определяет его высокие адсорбционные свойства. ПО повышает устойчивость мембран клеток к цитотоксическому действию, тем самым снижая токсичность лекарственных средств [3].
Что касается влияния ПО на состояние специфического процесса в легких у больных туберкулезом, то сравнительный анализ динамики рассасывания инфильтративных изменений в легочной ткани у больных основной и контрольной групп позволяет сделать вывод о выраженном положительном влиянии ПО на процесс рассасывания специфического воспаления. По данным рентгенотомографического исследования, через месяц после окончания иммунотерапии ПО значительное рассасывание инфильтрации зафиксировано у 13 (52%) больных основной группы и лишь у 3 (10,3%) пациентов контрольной группы.
Важны также результаты обследования пациентов на предмет прекращения бактериовыделения через месяц после курса ПО. Анализ полученных данных показал, что в основной группе у 16 больных (80%) с наличием бактериовыделения удалось добиться абациллирования, тогда как среди пациентов контрольной группы показатель абациллирования на фоне химиотерапии составил лишь 60%.
При оценке другого важного критерия эффективности лечения больных туберкулезом легких — инволюции деструктивных изменений в легочной ткани — можно сделать вывод о положительном влиянии ПО на закрытие полостей распада у больных. У пациентов основной группы через месяц после окончания курса иммунотерапии в 2 раза чаще, чем у больных контрольной группы, отмечалось закрытие полостей распада (8 человек — 36,4% и 4 человека — 16,7% соответственно). Те же закономерности отмечены и в отношении уменьшения размеров деструкции в легких: в основной группе — у 12 человек (54,5%) и в контрольной группе — у 7 человек (29,1%). Напротив, размер деструкции после лечения не изменялся у пациентов контрольной группы чаще, чем у больных основной группы: 13 человек (54,2%) и 2 человека (9,1%) соответственно, p<0,01 [1,2].
У 24 больных (96%) основной группы через месяц после курса иммунотерапии ПО чувствительность к туберкулину снизилась независимо от первоначальных размеров пробы Манту с 2 ТЕ (M+m: до лечения — 16,8±0,99 мм, после лечения — 14,2±0,96 мм, p<0,001). В контрольной группе в те же сроки изменение чувствительности к туберкулину было разнонаправленным (до лечения — 14,3±0,96 мм, через месяц после лечения — 13,8±0,79 мм, p>0,05) [1].
Таким образом, анализ клинической эффективности лечения больных туберкулезом легких показал преимущества комплексной химиотерапии, включающей ПО, у пациентов при наличии интоксикации, бактериовыделения, инфильтративных изменений и деструкции легочной ткани. Исчезновение или значительное уменьшение признаков специфического туберкулезного процесса при проведении иммунотерапии у больных основной группы указывает на стимуляцию ПО протективного иммунного ответа, опосредуемого Th1-клетками (возможно, через активацию макрофагального звена).
При исследовании влияния ПО на иммунологические параметры больных туберкулезом легких было выявлено, что основной точкой приложения действия препарата являются фагоциты периферической крови, моноциты и нейтрофилы. Через месяц после окончания курса ПО у больных туберкулезом легких из основной группы наблюдалось восстановление поглотительной способности моноцитов: до лечения — 81,2±9,8%, после — 87,1±6,4%. В контрольной группе поглотительная способность моноцитов до лечения составляла 82,6±8,5%, после — 82,4±6,6%. Также отмечена нормализация уровней спонтанной люминолзависимой (ЛЗХЛ): до лечения — 30,7±9,2 mV/мин, после — 17,7±8,4 mV/мин и индуцированной люцигенинзависимой хемилюминесценции (ЛцЗХЛ) нейтрофилов: до лечения — 34,2±19,9 mV/мин, после лечения — 25,0±11,9 mV/мин. Нормализация свободнорадикального окисления ведет к уменьшению повреждения легочной ткани избытком АФК (О
2-
и Н2
О2
) и также отражает уменьшение воспалительных процессов в легких [4]. Таким образом, ПО, проявляя себя как антиоксидант, воздействует на выраженность воспалительных реакций и тем самым способствует сдерживанию чрезмерного образования соединительной ткани в легких. Иммунологический эффект ПО проявлялся сразу после курса иммунотерапии и сохранялся через месяц. У больных контрольной группы в результате проведенного исследования подобный эффект не отмечался [1, 2].Литература
- Аршинова С. С. Иммунный статус и эффективность полиоксидония в комплексном лечении больных активным туберкулезом легких. Автореф. дис... канд. мед. наук. М., 2001. 27 с.
- Аршинова С. С., Пинегин Б. В., Мазуров Д. В., Голубева Н. М., Стаханов В. А., Перевезенцева Е. О. Новый иммуномодулятор полиоксидоний в комплексной терапии больных туберкулезом легких // Иммунология. 2001. № 3. С. 35-41.
- Петров Р. В., Хаитов Р. М., Некрасов А. В., Аттауллаханов Р. И., Пучкова Н. Г., Иванова А. С., Пинегин Б. В., Кулаков В. В., Климова С. В., Хамидулина К. Ф., Мазуров Д. В., Дамбаева С. В. Полиоксидоний - препарат нового поколения иммуномодуляторов с известной структурой и механизмом действия // Иммунология. 2000. № 5. С. 24-28.
- Sibille Y., Reynolds H.Y. Macrophages and рolуmоrрhonuсlеar neutrophils in lung defence and injury // Amer. Rev. resp. Dis. 1990. Vol. 14. P. 471-501.