Почему возникла необходимость создания аллергошкол?
Каковы результаты проведения занятий с пациентами?
Аллергические заболевания привлекают все более пристальное внимание врачей разных специальностей. В подавляющем большинстве регионов мира неуклонно растет число больных бронхиальной астмой, поллинозом, аллергическим риноконъюнктивитом, крапивницей, отеками Квинке, атопическим дерматитом, пищевой аллергией и другими аллергическими заболеваниями [6, 13, 14, 18, 21].
Ежегодно разрабатываются и внедряются в практику новые препараты, совершенствуются их формы. Все более высокие требования предъявляются к их эффективности и безопасности, удобству применения. Однако, несмотря на это, до сих пор сохраняются высокие показатели частоты обострений аллергических заболеваний, обращений пациентов за скорой медицинской помощью, инвалидности и смертности [3, 5, 16, 20].
Среди причин малой эффективности проводимой терапии можно назвать недостаточную осведомленность пациентов о течении заболевания, профилактике обострений, несоблюдение гипоаллергенного режима и способов уменьшения контакта с причинными аллергенами. У больных нет навыков самоконтроля и оказания себе первой помощи при развитии острых аллергических реакций или обострении хронических заболеваний.
Пациент с аллергией постоянно сталкивается с тем, что его заболевание требует соблюдения определенных правил и ограничений. Пациенту сложно разобраться в обилии информации, источником которой могут быть и врачи, и соседи, и другие больные, и, наконец, средства массовой информации.
Больной обращается к врачам не только в надежде получить облегчение, он ждет ответа на многие вопросы, которые его беспокоят.
С другой стороны, врачи в большинстве своем по разным причинам не уделяют должного внимания тому, насколько четко больные выполняют их рекомендации. Пациент получает четкие указания относительно режима дозирования, кратности применения препаратов; при этом многие другие, не менее важные составляющие курса терапии, в частности техника ингаляций и пикфлоуметрии, подбор индивидуальной диеты с учетом спектра сенсибилизации, возможные перекрестные реакции у больных поллинозом, остаются за рамками беседы.
В отечественных и международных стандартах и рекомендациях по лечению пациентов с аллергическими заболеваниями подчеркивается огромное значение образовательных программ. Формирование партнерских отношений между врачом и пациентом является важной составляющей успешной терапии, и знания, полученные больным на занятиях, дают им возможность контролировать симптомы заболевания и достичь тем самым высокого качества жизни [4, 17].
Образовательные программы для больных аллергией в отличие от программ для пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, гипертонической болезнью объединяют людей, страдающих разными заболеваниями, в основе которых лежат аллергические реакции первого типа и формирование аллергического воспаления.
Это несколько усложняет задачу. Однако хорошо известно, что для пациентов с аллергией характерно наличие нескольких аллергических заболеваний одновременно. Наиболее часто встречается сочетание бронхиальной астмы и аллергического ринита. По данным многочисленных эпидемиологических исследований, около 75% больных бронхиальной астмой имеют аллергический ринит, а от 20 до 40% пациентов с аллергическим ринитом страдают бронхиальной астмой. Ринит нередко предшествует бронхиальной астме и рассматривается многими исследователями как фактор риска развития астмы [18, 19, 21]. Как показывает педиатрическая практика, первыми клиническими проявлениями атопии могут быть атопический дерматит, аллергические заболевания пищеварительного тракта, пищевая аллергия. С ростом ребенка к ним присоединяются респираторные проявления аллергии [15].
В структуре сопутствующих аллергических заболеваний у детей с бронхиальной астмой, проживающих в Москве, первые места занимают аллергические заболевания ЛОР-органов (54%) и атопический дерматит (17%). Чаще всего встречается сочетание астмы и круглогодичного аллергического ринита. Анализ сопутствующих аллергических заболеваний, проведенный у 200 детей с атопическим дерматитом, показал, что у 80% детей выявляется пищевая аллергия, а у 42% — респираторные проявления аллергии [10].
Совершенно очевидно, что при таком разнообразии клинических проявлений аллергии у одного больного проведение занятий в общих группах отвечает интересам больных и расширяет возможности учебного процесса. Вместе с тем наряду с базовой программой обучения больных с аллергией (аллергошкола) разработаны разделы, предусматривающие более глубокое и детальное изучение некоторых заболеваний. В качестве примера можно привести школы для детей с атопическим дерматитом и респираторные образовательные центры.
Принципы организации и проведения образовательных программ для больных аллергией в аллергошколах изложены в методических рекомендациях [7, 8].
Цель образовательных программ — улучшение результатов лечения больных аллергическими заболеваниями и повышение качества жизни.
Основные задачи образовательных программ:
- предоставление больному информации о причинах и механизмах развития аллергических заболеваний, клинических проявлениях, принципах диагностики, современных подходах к лечению и профилактике;
- обучение больных навыкам самоконтроля, принципам оказания самопомощи;
- формирование партнерских отношений между врачом и больным, осознанного подхода к выполнению врачебных рекомендаций.
В Москве при создании образовательных центров для больных аллергией учитывалось требование проводить наблюдение и обучение больных в одном учреждении, что позволяет достичь определенной преемственности в ведении больного. В то же время больному предоставляется возможность выбора аллергошколы. Обучение больных, как индивидуальное, так и в группах, проводится преимущественно на базе аллергологических кабинетов и аллергологических отделений стационаров города. В образовательном процессе участвуют врачи, медицинские сестры, психологи. Основная нагрузка ложится на преподавателей из числа врачей, поэтому на кафедре клинической иммунологии и аллергологии ФППО ММА им. И. М. Сеченова (заведующий кафедрой проф. А. В. Караулов) в течение нескольких лет проводилась работа по подготовке и оценке эффективности образовательных программ для врачей — преподавателей аллергошкол. В результате образовательный стандарт послевузовской подготовки специалистов аллергологов-иммунологов был дополнен соответствующим разделом [9, 11].
Преподаватели образовательных центров обеспечиваются методическими разработками для каждого занятия. Важное значение имеет иллюстративный материал, включающий наборы памяток для больных: «Я знаю, как жить с аллергией», «Научитесь жить с аллергией», брошюры, слайды, видеофильмы, в которых основные положения занятий представлены в доступной, а иногда и в шутливой форме. Игровые формы преподавания особенно важны, когда речь идет о детских школах, где в качестве иллюстративного материала могут быть использованы специально написанные сказки [1], игрушки.
Занятия в аллергошколах построены по принципу циклов. Цикл состоит из 4 занятий (
табл. 1), по 2 занятия в неделю продолжительностью 60 мин (для взрослых). Оптимальное число слушателей в группе — 12-15 человек.Первое занятие для преподавателя всегда наиболее трудное. На этом занятии слушатели знакомятся друг с другом и с правилами обучения. На первой лекции обычно задают больше всего вопросов, а преподавателю за фиксированное время необходимо познакомить слушателей с основными понятиями, которыми им придется оперировать далее. Причины и механизмы аллергических реакций, основные группы аллергенов, наследственность и аллергия, экология и аллергия — это лишь неполный перечень знаний, которые должны усвоить слушатели. Впечатление от первого занятия определяет дальнейшее отношение больных к обучению, поэтому к нему следует готовиться с особой тщательностью: использовать яркие примеры, привлекать слушателей к обсуждению их собственных проблем.
На втором занятии разбираются симптомы наиболее распространенных аллергических заболеваний. В отдельном разделе рассматриваются возможные причины развития и клинические проявления тяжелых аллергических реакций, в первую очередь наиболее опасного состояния — анафилактического шока. Особое внимание обращается на лекарственную аллергию и аллергию на укусы перепончатокрылых (пчел и ос) как наиболее частые причины развития системных аллергических реакций [2, 5, 16]. Для закрепления навыков по оказанию самопомощи при угрозе развития системных аллергических реакций слушателям предлагается решать ситуационные задачи.
Цель третьего занятия — изучение принципов элиминации причинно-значимых аллергенов как первого и необходимого этапа в комплексном лечении аллергических заболеваний. Проводится объективная оценка различных методов выявления виновных аллергенов. Преподаватель знакомит слушателей с методикой постановки кожных проб, характеризуя их как безопасные и высокоинформативные, а также с показаниями к определению общего и специфических иммуноглобулинов класса Е. Больные должны знать опасные для них аллергены и уделять серьезное внимание соблюдению гипоаллергенного режима. Детально разбираются возможные пути уменьшения контакта с аллергенами домашней пыли, пыльцы, эпидермальными и пищевыми аллергенами. В конце занятия преподаватель подчеркивает важность соблюдения основных правил элиминации аллергенов, так как это может существенно облегчить течение аллергии, снизить потребность в лекарственных препаратах, а в ряде случаев надолго предотвратить симптомы болезни. Во взрослой аудитории на этом занятии также изучаются основы первичной профилактики аллергии.
На последнем занятии слушатели знакомятся с принципами терапии аллергических заболеваний, с основными группами препаратов, использующихся для лечения клинических проявлений аллергии. Подчеркивается необходимость проведения базисной терапии, назначенной аллергологом-иммунологом, обсуждаются преимущества и недостатки отдельных препаратов. Особый акцент делается на специфической иммунотерапии — высокоэффективном методе лечения и профилактики аллергических заболеваний, влияющем на иммунологические механизмы, лежащие в основе аллергической реакции.
Наряду с проведением образовательных программ в аллергошколах Москвы в каждом округе перед сезоном цветения растений организуются Дни больного аллергией, на которые приглашаются не только дети с аллергическими заболеваниями и их родители, но и врачи других специальностей, а также представители органов здравоохранения. В течение 1-1,5 ч врачи ведут беседы о симптомах поллиноза, отличиях аллергического ринита от простудных заболеваний. Освещаются новые современные подходы к терапии аллергических заболеваний и их профилактике. Слушатели имеют возможность задать вопросы аллергологу-иммунологу, представителю органов здравоохранения или любому из присутствующих специалистов. Опыт показывает, что наиболее оживленно проходят встречи с родителями больных детей. Родителей интересует, можно ли вылечиться от аллергии, какие лекарства следует предпочесть, повлияет ли заболевание на обучение ребенка и на дальнейший выбор им специальности, как быть с занятиями спортом и где лучше проводить каникулы. Для детей в фойе в это время организуются выступления артистов, проводятся конкурсы. Проведение Дня больного аллергией дает возможность еще раз привлечь внимание врачей разных специальностей, представителей органов здравоохранения и широкого круга общественности к проблемам аллергии.
Для оценки влияния образовательных программ на регулярность выполнения рекомендаций по соблюдению гипоаллергенного режима, проведение фармакотерапии и, как следствие, на симптомы заболевания и качество жизни было проведено анкетирование слушателей аллергошкол до начала занятий и через 3-6 месяцев после обучения. Анкеты заполнили 50 взрослых с круглогодичным аллергическим ринитом/риноконъюнктивитом (КАР) и 50 родителей детей с КАР.
Клиническая характеристика больных КАР и сопутствующие аллергические заболеваний представлены в
табл. 2 и табл. 3.Наиболее типичные ответы на некоторые вопросы анкеты приведены в
табл. 4. До обучения в аллергошколах на основной вопрос «Соблюдаете ли вы рекомендации по элиминации аллергенов?» 84% взрослых больных ответили утвердительно. Однако анализ ответов на следующие вопросы убедил нас в том, что не всегда утверждения больных относительно соблюдения ими гипоаллергенного режима соответствуют действительности. Конкретные шаги, направленные на уменьшение контакта с аллергенами клещей домашней пыли, заключаются в замене подушек и одеял. Но 60% больных по-прежнему спали на перьевых подушках, а 70% укрывались шерстяными одеялами, которые являются излюбленным местом обитания клещей домашней пыли. После обучения не заменили подушки и одеяла только 3 и 7 человек соответственно; в семьях больных больше внимания стали уделять проведению влажной уборки и использованию специальных очистителей воздуха.Спектр препаратов, использующихся больными для снятия симптомов аллергии, после посещения занятий также изменился. Меньше стали применяться сосудосуживающие капли, которые вызывают ряд нежелательных явлений и осложнений; удалось преодолеть стероидофобию.
Родители больных детей оказались более дисциплинированными и исполнительными — по рекомендации аллерголога в 80% семей еще до обучения в аллергошколе старые подушки заменили на синтетические, которые регулярно стирали.
Все 50 детей и 48 взрослых больных отметили за время, прошедшее после обучения в аллергошколе, четкую положительную динамику симптомов КАР. Кроме того, все больные дали положительную оценку работе аллергошколы.
Литература
- Анини Н. Новые приключения Винни-Пуха и его друзей. Сказки. М., 2001. 15 с.
- Астафьева Н. Г., Горячкина Л. А. Лекарственная аллергия. Ч. 1 // Аллергология. 2000. 2:40-50.
- Балаболкин И. И., Намазова Л. С., Сидоренко И. В., Элькис И. С., Тополянский А. В., Верткин А. Л. Оказание скорой медицинской помощи при острых аллергических заболеваниях // Русский медицинский журнал. Т. 9. 2001. № 20 (139). С. 874-879.
- Белевский А. С. Организация и проведение занятий в астма-школе: Методические рекомендации МЗ РФ № 96/93.
- Емельянов А. В. Анафилактический шок: Пособие для врачей. Спб., 2001. 24 с.
- Ильина Н. И. Эпидемиология аллергического ринита // Российская ринология. 1999. № 1. С. 23-25.
- Ильина Н. И., Сидоренко И. В., Белевский А. С., Сенкевич Н. Ю. Организация и проведение занятий в аллергошколе // Аллергия, астма и клиническая иммунология. 1998.№ 11. С. 17-25.
- Ильина Н. И., Сидоренко И. В., Сенкевич Н. Ю., Белевский А. С. Методические разработки "Аллергошкола" / Образовательные программы для больных по аллергологии. М., 1998. 22 с.
- Караулов А. В., Сидоренко И. В., Калюжин О. В., Бармотин Г. В., Нуртазина А. Ю. Разработка государственного стандарта подготовки врачей аллергологов-иммунологов. В кн.: Успехи клинической иммунологии и аллергологии. Т. 1. М., 2000. С. 331-338.
- Караулов А. В., Сидоренко И. В., Захаржевская Т. В., Нуртазина А. Ю., Айзина Н. Л. Пищевая аллергия и ее влияние на развитие и течение атопического дерматита у детей. В кн.: Успехи клинической иммунологии и аллергологии. Т. 2. М., 2001. С. 97-109.
- Караулов А. В., Сидоренко И. В., Бармотин Г. В., Сокуренко С. И. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов. Специальность № 040102 "Аллергология и иммунология". М., 2001. 107. С. 12.
- Коростовцев Д. С., Макарова И. В. Смертность при бронхиальной астме у детей. Материалы по Санкт-Петербургу за 24 года. 1999. 1: 19-26.
- Лысикова И. В., Лусс Л. В. Распространенность симптомов аллергических заболеваний кожи среди школьников (по результатам программы ISAAC) // Аллергология. 2000. 2: 7-11.
- Майчук Ю. Ф. Аллергические заболевания глаз // Рус. мед. журнал. 1999. 1: 20-2.
- Ревякина В. А., Казначеева Л. Ф., Молокова А. В., Денисов М. Ю. Дермато-респираторный синдром //Аллергология. 2000. 4: 42-44.
- Решетникова И. Д., Фассахов Р. С., Низамов И. Г., Ефремов Е. А., Хамидуллин Д. Х. Место острых аллергических реакций в структуре обращений за скорой медицинской помощью // Аллергология. 2000. 4: 3-6.
- Чучалин А. Г., Медников Б. Л., Белевский А. С. и соавт. Образовательные программы для больных бронхиальной астмой [Бронхиальная астма. Руководство для врачей России (формулярная система)] // Пульмонология. 1999. Приложение. С. 28-33.
- Leynaert B., Neukirch F., Demoly P., Bousquet J. Epidemiologic evidence for asthma and rhinitis comorbidity // J. of Allergy and Clin. Immunology. 2000. V 106, 5: 201-205.
- Leynaert B., Liard R., Bousquet J., Soussan D., Neukirch F. Lessons from the French part of the European community respiratory health survey (ECRHS) // Allergy and Clin. Immunology Int. 1999. 11: 218-225.
- Sampson H. A., Mendelson L., Rosen J. P. Fatal and near-fatal anaphylactic reactions to food in children and adolescents // N. Engl. J. Med. 1992. 327: 380-384.
- Wright A. L., Holber C. J., Martinez F. D. Epidemiology of physician-diagnosed allergic rhinitis in childhood // Pediatrics. 1994. 15: 21-25.
Роль образовательных программ в лечении больных аллергическими заболеваниями (для взрослых и детей, больных круглогодичным аллергическим ринитом):
1. Выполнили ли вы рекомендации по уменьшению аллергенов?
- Поменяли перовые подушки.
- Убрали ковры в комнате, где спит больной.
2. Приведем некоторые наиболее типичные ответы на вопросы, включенные в специальные опросники для больных с круглогодичным аллергическим ринитом:
- У моего ребенка много мягких игрушек.
- Я их регулярно стираю или помещаю в холодильник.
- Я часто покупаю ребенку новые мягкие игрушки и заменяю старые.
- У моего ребенка синтетическая подушка.
- Я регулярно стираю подушки и одеяла.
- У моего ребенка специальное антиаллергенное белье.
- У моего ребенка ослаблена иммунная система, он часто болеет простудными заболеваниями без температуры.
3. Вопросы, относящиеся к выбору рекомендованных препаратов, разработанные для взрослых больных с круглогодичным аллергическим ринитом с верифицированной аллергией к клещам домашней пыли:
- Мне трудно общаться с сослуживцами и соседями, потому что у меня постоянно заложен нос.
- Какой из перечисленных факторов оказывает наибольшее отрицательное влияние на вашу жизнь: отсутствие обоняния; проблемы с общением; необходимость постоянного лечения; необходимость соблюдать правила по элиминации аллергенов.
4. Динамика основных симптомов КАР у детей до и через 3 месяца после обучения в аллергошколе (средние значения в группе): отметить положительную динамику симптомов.
Симптомы | Выраженность симптомов до обучения (в баллах) | Выраженность симптомов через 3 месяца после обучения Реклама |
Заложенность носа |
№ занятия | Тема занятия |
1 | Знакомство с миром аллергии |
2 | У аллергии много лиц. Клинические проявления аллергии |
3 | Жизнь с аллергией |
4 | Лечение и профилактика аллергических заболеваний |
Показатели | Взрослые | Дети |
Количество больных | 50 | 50 |
Возраст (годы) | 15-58 | 7-15 |
Продолжительность заболевания (годы) | 1-20 | 1-7 |
Оперативное лечение КАР в анамнезе | 17 | 3 |
Заболевание | Взрослые | Дети |
Поллиноз/сезонный аллергический ринит | 18 | 13 |
Бронхиальная астма | 15 | 22 |
Атопический дерматит | 4 | 14 |
Пищевая аллергия | 17 | 26 |
Приложения
-
- Организация и проведение аллергошкол в Москве - Таблица 4.
Влияние обучения в аллергошколах на соблюдение взрослыми больными КАР гипоаллергенного режима (количество положительных ответов)