Бронхиальная астма (БА) в течение многих лет рассматривалась как заболевание, обусловленное спазмом гладкой мускулатуры, и поэтому лечилось преимущественно бронхоспазмолитическими препаратами. Однако понимание механизмов развития этого недуга привело к изменению концепции болезни: с точки зрения современных представлений бронхиальная астма у детей — это аллергическое воспаление в дыхательных путях, сопровождающееся бронхиальной гиперреактивностью к различным стимулам [1]. Заболевание характеризуется периодическими приступами удушья, у детей раннего возраста может начинаться рецидивами бронхообструктивного синдрома. Важным диагностическим признаком БА является обратимость обструкции дыхательных путей спонтанно или под влиянием терапии.
Распространенность бронхиальной астмы среди детей в разных странах варьирует от 1,5 до 8-10%. Болезнь может начаться в любом возрасте. У 50% детей симптомы развиваются к двухлетнему возрасту. Обструктивный синдром у детей раннего возраста не всегда свидетельствует о БА [2]. Трудности диагностики БА в этом возрасте приводят нередко к поздней постановке диагноза и как следствие — позднему началу терапии.
Развитие БА связано с воздействием генетических и внешнесредовых факторов [3]. Выделяют факторы:
- предрасполагающие к развитию бронхиальной астмы (отягощенная аллергическими заболеваниями наследственность, атопия, бронхиальная гиперреактивность, неблагоприятная экология, табакокурение);
- причинные или сенсибилизирующие, способствующие появлению заболевания (аллергены, вирусные инфекции, лекарственные средства);
- вызывающие обострение (триггеры) путем стимуляции воспаления в бронхах и/или провоцирующие острый бронхоспазм (различные аллергены, вирусные и бактериальные инфекции, неспецифические воздействия, такие как холодный воздух, табачный дым, эмоциональный стресс, физическая нагрузка).
Наиболее важными в развитии сенсибилизации дыхательных путей являются ингаляционные аллергены (бытовые, эпидермальные, грибковые, пыльцевые). Ведущую роль в формировании бытовой аллергии играет домашняя пыль, представляющая собой комплексный набор аллергенов, главным из которых является клещ домашней пыли. Два вида клещей способны вызывать аллергию:
Роль различных аллергенов в формировании бронхиальной астмы меняется в зависимости от возраста. Сенсибилизация к различным аллергенам происходит в определенной последовательности. Наиболее часто в первые годы жизни появляется пищевая и лекарственная аллергия, затем аллергия к бытовым, эпидермальным, грибковым аллергенам, и с трех-четырех лет присоединяется пыльцевая сенсибилизация [4].
У детей первым провоцирующим обструктивный синдром фактором нередко выступают респираторные вирусные инфекции (респираторно-синцитиальный вирус, риновирус, вирус гриппа, парагриппа и др.). В последние годы повысилась роль хламидийной, микоплазменной инфекции. Увеличивают риск появления астматических симптомов также ранние проявления атопии в виде атопического дерматита, эффект пассивного курения.
Обострение может протекать в виде острого приступа или затяжного состояния бронхиальной обструкции. Приступ бронхиально�� астмы — остро развившееся и/или прогрессивно ухудшающееся экспираторное удушье, затрудненное и/или свистящее дыхание, спастический кашель или сочетание этих симптомов.
Обострение в виде затяжного состояния бронхиальной обструкции характеризуется длительным (дни, недели, месяцы) затруднением дыхания с клинически выраженным синдромом бронхиальной обструкции, на фоне которого могут повторяться острые приступы бронхиальной астмы различной тяжести.
У детей первых лет жизни бронхиальная астма может скрываться под маской респираторной вирусной инфекции с обструктивным синдромом, бронхиолитом, обструктивным бронхитом. О бронхиальной астме свидетельствуют повторные, три и более, рецидивы бронхиальной обструкции, уменьшение клинических проявлений под влиянием бронхолитической и противовоспалительной терапии в сочетании с отягощенной аллергическими заболеваниями наследственностью, с атопическим дерматитом.
Поскольку при многих легочных заболеваниях могут присутствовать симптомы бронхиальной обструкции, кашель, то наиболее значимыми в плане дифференциального диагноза являются обратимый характер обструкции бронхов, наличие гиперреактивности бронхов. Нередко бронхиальная астма сочетается с аллергическим ринитом, сезонным или круглогодичным.
Астматические проявления характеризуются эпизодичностью. По их течению выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую бронхиальную астму. При легкой астме приступы эпизодические, быстро исчезающие, не чаще одного раза в месяц, ночные приступы отсутствуют, ремиссия три и более месяцев, физическое развитие не нарушено. Среднетяжелая бронхиальная астма характеризуется увеличением частоты приступов до трех-четырех и более раз в месяц. Приступы протекают с отчетливыми нарушениями функции внешнего дыхания, снижается переносимость физических нагрузок, появляются ночные приступы два-три раза в неделю. После приступа могут сохраняться покашливание с отхождением мокроты, рассеянные, непостоянные хрипы в легких. При тяжелой бронхиальной астме приступы повторяются несколько раз в неделю или ежедневно, симптомы почти постоянно выражаются в виде тяжелых приступов или астматических состояний, ремиссии короткие, достигаются только на фоне длительного приема лекарственных препаратов, возможно отставание и дисгармоничность физического развития.
Одним из критериев, который может быть использован для оценки тяжести БА, является показатель пиковой скорости выдоха (ПСВ), определяемый с помощью пикфлоуметра. Пикфлоуметрия используется для мониторирования функции внешнего дыхания и контроля за эффективностью проводимой терапии. Для получения достоверных результатов важны правильность и точность выполнения пикфлоуметрии. Повторные данные ПСВ не должны отличаться более чем на 5%. ПСВ больного сравнивается с нормальными для данного ребенка показателями, и определяется отклонение (%) от нормальных показателей.
Пикфлоуметрия
- Исследование проводится стоя.
- Мундштук присоединяется к пикфлоуметру.
- Бегунок должен находиться на нулевой отметке шкалы.
- Делается глубокий вдох и сильный быстрый выдох в прибор.
- Исследование повторяется три раза. Выбирается наилучший результат из трех, который записывается в дневник.
Для контроля за больным бронхиальной астмой, а также самоконтроля используется система цветовых зон, по аналогии с сигналами светофора. Родителям и ребенку выдается алгоритм действий по контролю за состоянием и лечением с учетом клинических показателей (см. план действий). В зеленой зоне состояние ребенка стабильно, симптомы отсутствуют или минимальны, пиковая скорость выдоха более 80% нормы (т. е. нормальная). Ребенок может вести обычный образ жизни, не принимать лекарств или продолжать без изменений терапию, назначенную врачом. В желтой зоне появляются незначительные симптомы астмы, кашель, эпизоды свистящего дыхания, нарушается самочувствие, пиковая скорость выдоха снижается ниже 80% нормы. В это время необходимо усилить лечение, дополнительно принять лекарства, рекомендованные врачом. В красной зоне самочувствие ухудшается, появляются приступы удушья, ночные приступы. Пиковая скорость выдоха ниже 50% нормы. Эти признаки являются показанием для срочной консультации с врачом. Если ранее больной принимал гормональные препараты, необходимо немедленно дать ему преднизолон в рекомендованной дозе.
Лечение бронхиальной астмы представляет собой комплексную программу, которая включает:
- обучение больных и родителей, с тем чтобы они стали помощниками врача в лечении бронхиальной астмы;
- удаление (элиминация) провоцирующих факторов;
- медикаментозную терапию; разработку плана медикаментозного профилактического лечения и плана лечения в период обострения;
- проведение специфической иммунотерапии;
- восстановительную (реабилитационную) терапию с использованием немедикаментозных методов лечения, санаторно-курортного лечения;
- регулярное врачебное наблюдение с оценкой и постоянным контролем тяжести заболевания.
Современная медикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей направлена на уменьшение или ликвидацию воспалительного процесса в дыхательных путях. Для базисной противорецидивной терапии используют кромогликат натрия, недокромил натрия, ингаляционные и системные кортикостероиды, специфическую иммунотерапию. Применяется принцип базисной, ступенчатой терапии в зависимости от тяжести бронхиальной астмы [1]. При ступенчатой терапии доза и количество применяемых средств возрастают по мере увеличения тяжести болезни или уменьшается при ликвидации симптомов. При легкой астме для снятия приступа используют эпизодически бронхоспазмолитические препараты короткого действия (4-6 часов) и курсы лечения нестероидными противовоспалительными препаратами — кромогликатом натрия (интал), недокромилом натрия (тайлед) продолжительностью 2-3 месяца [5]. У детей первых лет жизни, особенно при наличии атопического дерматита, эффективно использование задитена, зиртека. Следует обратить внимание, что противорецидивное лечение необходимо начинать в самом начале заболевания, в том числе у детей раннего возраста, это позволит уменьшить тяжесть течения болезни, число повторных госпитализаций, вызовы скорой помощи [6].
При среднетяжелой астме увеличивается продолжительность лечения кромогликатом натрия и недокромилом натрия до 4-6 месяцев, возможна комбинация с бронхоспазмолитическими препаратами длительного действия (сальметерол, оксис, теопек). При недостаточном эффекте используются ингаляционные кортикостероиды (ИКС) в низких или средних дозах (фликсотид, бекотид, будесонид, ингакорт). Тяжелая бронхиальная астма — показание для терапии ингаляционными кортикостероидами. В большинстве случаев эффективны средние дозы ИКС, особенно в комбинации с бронхоспазмолитиками длительного действия. Показано, что флютиказон пропионат с дозе 200-300 мкг в сутки в сочетании с сальметеролом 50 мг в сутки имеет сходную (или более выраженную) эффективность с монотерапией флютиказоном, который назначается в удвоенной дозе [7]. При необходимости рекомендуются кортикостероиды внутрь или парентерально коротким курсом 1-2 мг/кг в сутки.
При приступе бронхиальной астмы очень важно своевременно использовать бронхоспазмолитики, которые дают быстрый эффект. Применяют три группы бронхоспазмолитических препаратов (b2-агонисты, метилксантины, ипратропиума бромид). Предпочтение отдается b2-агонистам короткого действия (сальбутамол, фенотерол) или комбинации фенотерола с ипратропиума бромидом (беродуал). Эффект после ингаляции появляется через 3-5 минут и продолжается 4-6 часов. Метилксантины (эуфиллин, аминофиллин) назначаются в таблетках при легких симптомах или внутривенно при недостаточном воздействии b2-агонистов. Ипратропиум бромид в ингаляциях (атровент) эффективен при нетяжелых приступах, нередко в сочетании с b2-агонистами для усиления их эффекта [8].
Если состояние улучшилось, но сохраняются затрудненность дыхания, кашель, можно повторить прием препарата через 20 минут, выполнить несколько дыхательных упражнений [9]. Если изменений не происходит, врач может ввести внутривенно эуфиллин, парентерально кортикостероиды, при необходимости направить на госпитализацию. Настораживающие признаки, требующие немедленной врачебной помощи: усиление хрипов, несмотря на принятое лекарство; учащение и затруднение дыхания с напряжением мышц; ухудшение состояния при движении; появление цианоза губ, ногтей; ребенку трудно говорить, ходить.
Для приема препаратов в ингаляциях используют различные устройства. Наибольшее распространение получили дозирующие аэрозольные ингаляторы. Струя аэрозоля, содержащая дозу лекарства, выбрасывается из баллончика под влиянием сжатого газа фреона (хлорфлюорокарбона) с большой скоростью. Очень важно для эффективности ингаляции соблюдать ряд правил (см. Правила проведения ингаляции).
Для детей раннего возраста, не способных координировать дыхание с ингаляцией, при приступе предназначен дозирующий ингалятор со спейсером или спейсером и маской. Спейсер уменьшает количество лекарства, оседающего в полости рта и глотки, оно значительно глубже проникает в дыхательные пути, упрощается техника ингаляции.
К современным эффективным способам доставки лекарственных веществ, в первую очередь бронхоспазмолитиков, относится небулайзер, в котором распыление препарата в форме влажного аэрозоля происходит с помощью сжатого воздуха, подаваемого компрессором [9]. В небулизированном растворе образуются частицы 2-5 мкм, оптимальные для поступления в дыхательные пути. С помощью небулайзера могут распыляться бронхоспазмолитические (сальбутамол, беродуал, беротек) и противовоспалительные препараты (интал, пульмикорт). Небулайзерная терапия может использоваться как в стационаре, так и в домашних условиях обученными родителям особенно эффективна у детей раннего возраста.
Необходимо помнить некоторые правила при использовании небулайзера:
- никогда не оставляйте небулайзер, содержащий лекарство, присоединенным к компрессору;
- после процедуры остатки лекарства выливаются;
- если в соединительной трубке есть влага, включите компрессор на несколько минут для удаления конденсата;
- после использования все части небулайзера разбираются, промываются в горячей мыльной воде и тщательно прополаскиваются в проточной горячей воде;
- все части небулайзера просушиваются в разобранном виде. Если между процедурами короткий перерыв, для просушивания может использоваться теплый воздух из фена. Дезинфекция проводится раз в неделю. Предпочтение отдается кипячению в течение 10 минут.
Для лечения детей старше пяти лет могут использоваться порошкообразные формы лекарств. Порошкообразные формы доставляются в дыхательные пути с помощью специальных дозирующих устройств (дискхалер, мультидиски, турбухалеры, циклохалер).
Специфическая иммунотерапия относится к базисной терапии легкой и среднетяжелой астмы и проводится в стадии ремиссии аллергологом. Принцип заключается во введении в организм (парентерально, эндоназально, сублингвально, перорально) постепенно возрастающих доз одного или нескольких причинно-значимых аллергенов (домашней пыли, пыльцевых и др.), что приводит к гипосенсибилизации и уменьшению частоты обострений.
В связи с многообразием факторов, участвующих в развитии заболевания, профилактика бронхиальной астмы представляется совершенно необходимой. Важную роль играют улучшение экологической ситуации, в том числе экология жилища, снижение заболеваемости вирусными инфекциями, профилактика аллергических воздействий, начиная с периода внутриутробного развития. Снижение экспозиции аллергенов, воздействия курения, в том числе пассивного, гасит воспаление в бронхах, ведет к уменьшению их гиперреактивности и в итоге смягчает выраженность симптомов болезни.
Важное место в терапии бронхиальной астмы занимает антиастматическое образование пациентов и родителей. Информация о заболевании, принципах терапии, поведении во время приступа, беседы с врачом или занятия в астма-школе помогают бороться с заболеванием.
Для осуществления программы по контролю за БА необходимо улучшение комплайенса (сотрудничества и точности выполнения врачебных рекомендаций больными и родителями).
Для этого необходимы:
- помощь больному и семье в выявлении индивидуальных причин, вызывающих обострение бронхиальной астмы (аллергических и неаллергических);
- рекомендации больному, касающиеся профилактики обострений бронхиальной астмы: меры по борьбе с домашней пылью, домашним клещом, аллергией на пыльцу; диета, профилактика вирусной инфекции, закаливание;
- обучение ребенка и членов семьи домашнему мониторированию: оценка тяжести состояния по клиническим симптомам; подсчет частоты сердечных сокращений, дыхания; распознавание признаков ухудшения состояния, уменьшения или отсутствия эффекта от лекарств; измерение пиковой скорости выдоха с помощью пикфлоуметра с составлением графика, интерпретация полученных данных;
- разработка врачом плана действий для данного больного: обучение ребенка и родственников неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы на дому и тактике поведения при отсутствии эффекта терапии, ориентации в системе цветовых зон; обучение и контроль за правильностью использования ингалятора, спейсера; советы по профилактике побочного действия лекарств, применяемых в лечении (например, полоскание рта после применения ингаляционных кортикостероидов во избежание кандидоза);
- обучение больного дыхательным упражнениям, массажу, физическим нагрузкам;
- создание плана диспансерного наблюдения за больным.
Литература
1. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». М., 1997.
2. Богданова А. В., Бойцова Е. В., Старевская С. В., Антонов Е. В., Петрова И. В., Трифонов В. В. Дифференциальная диагностика бронхиальной астмы у детей // Педиатрия. 1998. № 1. С. 66-71.
3. Резник И. Б. Генетические механизмы развития бронхиальной астмы // Аллергология. 1998. № 1. С. 8-13.
4. Le Clainche L., de Blic J., p. Scheinmann Infantile asthma: a heterogeneous disease // Monaldi Arch. Chest. Dis. 1998: 53: 2, 119-122.
5. Геппе Н. А., Карпушкина А. В., Спесивцев В. В. Открытое многоцентровое исследование эффективности и безопасности недокромил-натрия (тайледа) при лечении легкой и среднетяжелой бронхиальной астмы у детей // Русский педиатрический журнал. 1999. № 4. С. 48-52.
6. Геппе Н. А., Куличенко Т. В., Гагиева Д. Противорецидивная терапия бронхиальной астмы у детей раннего возраста // Аллергология. 1999. № 5. С. 25-28.
7. Геппе Н. А., Колосова Н. Г., Бунатян А. Ф., Ильин А. Г. Беда М. В. Медникова О. Б. Дифференцированный подход к назначению ингаляционных кортикостероидных препаратов при бронхиальной астме у детей // Пульмонология. 1999. № 4. С. 32-36.
8.Quereshi F., Pestian J., Davis P., Zaritsky A. Effect of nebulized ipratropium on hospitalization of children with asthma // N. Engl. J. med. 1998. Оct. № 8: 339 (15):1030-5.
9. Неотложная терапия бронхиальной астмы у детей / Под ред. А. А. Баранова. Геппе Н. А., Коростовцев Д. С., Макарова И. В., Малахов А. Б., Лекманов А. У., Резник И. Б. Пособие для врачей. М., 1999. С. 24.
Первая помощь при остром приступе
- Обеспечить доступ свежего воздуха, придать ребенку удобное положение, помочь расслабиться
- По возможности установить причину (триггер) приступа и удалить ее
- Дать теплое питье
- Сделать ингаляцию бронхорасширяющего препарата
Правила проведения ингаляции
- Перевернуть баллончик с препаратом, встряхнуть в течение 20 секунд
- Снять защитный колпачок
- Сделать выдох
- Слегка приподнять подбородок для выпрямления дыхательных путей
- Плотно обхватить мундштук ингалятора губами (не закрывать вход языком)
- Делая по возможности глубокий вдох, одновременно нажать на дно баллончика ингалятора
- Задержать на несколько секунд дыхание
- Сделать спокойный, медленный выдох через нос
Приложения
-
- Основные направления терапии при бронхиальной астме у детей - Врезка 1
План действий для детей с бронхиальной астмой и их родителей
Составлен специально для ________________________ возраст ______ Показатели пикфлоуметрии ______лучшие или 100%, _______80%,_______60% _____________________________________________________________________
Самочувствие хорошее, нет кашля Обычные лекарственные препараты или затрудненного дыхания профилактического действия Показатели пикфлоуметрии - Предписанные врачом____________________ ПСВ выше 80% _____________________________________________________________________
РекламаУхудшение состояния, кашель, Ингаляция бронхолитика затруднение дыхания, одышка, (название, доза) __________________ свистящее дыхание с помощью дозированного ингалятора ПСВ менее 80% или ингаляция через небулайзер (название препарата, доза)___________ Если хуже или не лучше — обратиться к врачу______________________________ _____________________________________________________________________
Астма ухудшилась Ингаляция бронхолитика (название, доза) ПСВ менее 60% с помощью дозированного ингалятора или ингаляция через небулайзер (название препарата, доза) Преднизолон, доза_____________________ Телефон скорой помощи_________________ Адрес поликлиники или больницы__________________________ _____________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество лечащего врача________________________________