18-05-2021

Активное обсуждение наиболее эффективного метода лечения рецидивирующего острого среднего отита у детей не прекращается на протяжении длительного времени – предмет спора заключается в выборе между тимпаностомическими шунтами или антибиотикотерапией. В журнале The New England Journal of Medicine было опубликовано исследование, согласно результатам которого использование шунтов не снижало частоту повторных эпизодов отита в сравнении с антибиотикотерапией; последняя, в свою очередь, не приводила к развитию антибиотикорезистентности.

Реклама

Острый средний отит – один из самых распространенных диагнозов у детей, стоящий наряду с простудой. По данным из США, такой тип отита затрагивает 5 из 6 детей в возрасте младше 3 лет – и это ведущее показание для антибиотикотерапии. В то же время тимпаностомическое шунтирование – самая частая педиатрическая операция, выполняемая после новорожденного периода.

Рандомизированные контролируемые исследования проводились еще в 1980-ых годах, однако к 1990-ым встал вопрос о чрезмерном использовании тимпаностомических шунтов. Хотя тимпаностомическое шунтирование может позволить отложить или вовсе избежать использования антибиотиков, этот метод лечения обходится дороже и может повлечь за собой ряд осложнений, таких как рефрактерная оторея, обструкция трубки, ее дислокация или экструзия, кондуктивная тугоухость или осложнения, связанные с анестезией.

Исследование проводилось среди детей в возрасте 6-35 мес, в анамнезе которых было по меньшей мере 3 эпизода острого среднего отита в течение 6 мес или 4 эпизода в течение 12 мес.

Первичный исход оценивался средним количеством эпизодов отита в год. Дети проходили обследования каждые 8 недель или в течение 48 часов после появления симптомов ушной инфекции. Группа с антибиотикотерапией получала амоксициллин или, в случае его неэффективности, внутримышечные инъекции цефтриаксона.

Лечение признавалось неудачным в случае персистирующей отореи, перфорации барабанной перепонки, антибиотико-ассоциированной диареи, реакции на анестезию и сохранении числа эпизодов отита, которые наблюдались до лечения.

Реклама

Исследователи не нашли значимой разницы между группами по частоте рецидивов отита, их тяжести, развитию антибиотикорезистентности, снижению качества жизни или родительскому стрессу. Согласно результатам анализа всех рандомизированных пациентов, частота эпизодов отита составила 1.48 ± 0.08 в группе шунтирования и 1.56 ± 0.08 в группе антибиотикотерапии (P = .66). Однако в этой группе не всегда удавалось поддерживать рандомизацию: 10% пациентов из группы шунтирования в итоге не получили назначенного лечения ввиду настояния родителей на другом методе, обратная ситуация наблюдалась в группе антибиотикотерапии с 16% пациентами, которые получили шунтирование вместо предлагаемой антибиотикотерапии.

Анализ в соответствии с проток��лом показал, что частота острого среднего отита составила 1.47 ± 0.08 в группе тимпаностомического шунтирования и 1.72 ± 0.11 в группе антибиотикотерапии.

Использование шунтов было ассоциировано с более длительным промежутком времени между лечением и первым рецидивом заболевания: в среднем 4,3 мес в сравнении с 2,3 мес в группе с антибиотиками. Группа с шунтированием реже сталкивалась с осложнениями лечения (45% против 62%), а также в среднем имела меньшее количество дней в году с симптомами заболевания (в среднем 2.00 ± 0.29 дней против 8.33 ± 0.59 дней).

Один из авторов рекомендаций по лечению отита 2013 года, доктор Ричард Розенфельд, отмечает, что около 2/3 детей, назначенных в группу тимпаностомического шунтирования, не имела персистирующей жидкости в среднем ухе, т.е. они не являлись идеальными кандидатами на этот метод лечения. "Тимпаностомическое шунтирование и антибиотикотерапия являются эффективными методами лечения рецидивирующих острых средних отитов у детей, поэтому для принятия окончательного решения о методе лечения необходимо также учитывать мнение родителей", – отметил он.

Источник: Hoberman A et al. Tympanostomy Tubes or Medical Management for Recurrent Acute Otitis Media. New England Journal of Medicine. 2021.

Реклама