Тревога и раздражительность в пери- и менопаузе: как помочь женщине справиться с ними без МГТ¹?

07-08-2020
Анксиолитики широко используются как альтернатива менопаузальной гормональной терапии. Атипичный бензодиазепин тофизопам способствует ослаблению тревоги и обладает высокой эффективностью при менопаузальном синдроме при минимуме нежелательных явлений.

GRN 04.08.2020/3

Пиявки, холодные ванны, успокоительные капли, — такой набор средств борьбы с тревожностью, плаксивостью, приливами, предлагала викторианская медицина XIX века не только простым смертным женщинам в климактерии, но и самой королеве Виктории — матери 9 детей и бабушке 42 внуков.

Эра менопаузальной гормональной терапии (МГТ), которая сегодня

Реклама
«является «золотым стандартом» для лечения менопаузальных симптомов», [1, 2], началась в 1920-е. Однако МГТ далеко не всегда возможна: кроме пациенток с объективными противопоказаниями (РМЖ, высокий риск тромбоэмболии и др.), существуют миллионы женщин, отказывающихся от МГТ добровольно из-за страха развития НЯ.

Именно поэтому поиск альтернативных решений вопросов, которые ставят перед врачом-гинекологом пациентки в пери- и менопаузе не прекращается.

В период пери- и менопаузы:

85% женщин сообщают о приливах на протяжении 4-5 лет [3,4]

у 75% женщин наблюдается повышенная эмоциональность [5]

у 13% женщин развивается астеноневротический синдром [5]

у 10% развивается депрессия [5]

Менопаузальные симптомы имеют очевидную связь как с гипоэстрогенией, так и с нарушениями выработки нейротрансмиттеров (серотонина и норадреналина) [6], что позволяет использовать в их лечении негормональные препараты — анксиолитики, влияющие на уровень тревожности, эмоциональную лабильность, вегетативные проявления, повышающие уровень серотонина и эндорфинов и снижающие продукцию норадреналина [6].

Одним из популярных анксиолитиков, на сегодняшний день, является атипичный бензодиазепин, т.н. «дневной транквилизатор» тофизопам (Грандаксин®), который влияет на возбудимость подкорковых структур головного мозга, уменьшает эмоциональное напряжение, способствует ослаблению тревоги, а также оказывает тормозящее действие на вегетативные функции организма [7].

Реклама

Благодаря уникальной структуре молекулы, Грандаксин® не вызывает привыкания, не потенцирует действие алкоголя, не влияет на когнитивные функции, не вызывает кардиотоксического эффекта. Также у него отсутствуют седативный и миорелаксирующий эффекты [8,9].

Впервые Грандаксин® был исследован и показал хорошую результативность при минимуме НЯ при менопаузальном синдроме ещё в 1975 (!) году [10].

В исследовании Ю.Э. Доброхотовой и соавт. [11] Грандаксин® назначался пациенткам как со спонтанной, так и с хирургической менопаузой. На фоне лечения наблюдалось существенное улучшение: тяжелая степень менопаузального синдрома через 2 недели от начала терапии не выявлялась ни у одной женщины, а частота средней степени снизилась на 10%, выраженность тревожно-депрессивного синдрома уменьшилась с 80 до 27% у оперированных больных и с 53 до 13% у женщин с возрастной менопаузой. Переносимость терапии была отмечена пациентками как хорошая или отличная. Аналогичные результаты получены и в исследовании А.Н. Стрижакова [12]: самые высокие показатели Грандаксин® в режиме монотерапии продемонстрировал в отношении эмоциональной лабильности, нарушений сна, метеозависимости (рис. 1)

Результативность терапии климактерического синдрома Грандаксином в режиме монотерапии
Рис.1а Результативность терапии климактерического синдрома Грандаксином в режиме монотерапии. [12] Рис. 1б. Динамика снижения климактерических симптомов по шкале Купермана при приеме) [12]

Реклама
Литература

  1. Клинические рекомендации «Менопауза и климактерическое состояние у женщины», МЗ РФ, 2016 год. Приложение В «Информация для пациентов», с. 44
  2. Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. М.: МИА; 2001: 104, 241.
  3. ACOG practice bulletin No. 141: management of menopausal symptoms. Obstet Gynecol. 2014;123:202–216.
  4. Politi M.C., Schleinitz M.D., Col N.F. Revisiting the duration of vasomotor symptoms of menopause: a meta-analysis. J Gen Int Med. 2008;23:1507–1513.
  5. Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. М.: МИА; 2001: 104, 241.
  6. Дикке Г.Б. Менопаузальный синдром: симптомы и механизм их возникновения — ключ к пониманию альтернатив патогенетического лечения. РМЖ Мать и дитя. 2019 T. 2, № 1
  7. Поплавская О.В., Цыбуля Ю.В. Современные подходы к применению грандаксина (тофизопама) в терапии астенических состояний. Лекарственный вестник. 2017;1(65):32–38.
  8. Khan H., Kar S.K. Tofisopam: Does this old molecule hold a new promise? Indian journal of applied research. 2014;4(10):419–420. DOI: 10.15373/2249555X.
  9. Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения Грандаксин. ГРЛС МЗ РФ.
  10. Ронаи Ш., Орос Ф., Болла К. Применение Грандаксина в амбулаторной практике. Венгерская фармакотерапия. 1975; 23: 4-10.
  11. Доброхотова Ю.Э., Чернышенко Т.А., Джобава Э.М., Алиева Д.Н. Грандаксин в коррекции психоэмоциональных и нейровегетативных нарушений при климактерическом синдроме и хирургической менопаузе. Проблемы репродукции. 2005;11(6):67–69.
  12. Стрижаков А.Н., Подзолкова Н.М., Глазкова О.Л., Романова Е.Н. Грандаксин как возможная альтернатива заместительной гормональной терапии. Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов. 2000; 3: 67-9

Реклама
Материал предназначен для медицинских работников.

¹ Менопаузальная гормональная терапия

Реклама