24-11-2005

В рамках VII Российской конференции Современные проблемы антимикробной химиотерапии обсуждались причины возникновения и пути устранения возрастающей устойчивости возбудителей инфекционных заболеваний к антибиотикам.

В России ежегодно диагностируется около 50 млн случаев инфекционных заболеваний. Это значит, что в каждом третьем случае врачу приходится решать, какими антибиотиками лечить пациента.

Устойчивость к антибиотикам в последнее время приобрела масштабы глобальной социальной проблемы. Вот что думает по этому поводу профессор С. В. Яковлев, вице-президент Альянса клинических химиотерапевтов и микробиологов: Если еще 10 лет назад в больнице мы могли использовать в терапии инфекционных заболеваний 15?20 антибиотиков, то сейчас реально эффективны пять-шесть. Остальные препараты просто не работают.

Реклама

Безответственность пациентов, допускающих самолечение, ведет к тому, что проблему устойчивости к антимикробным препаратам практически невозможно решить, говорит Б. Р. Гельфанд, член-корр. РАМН, профессор, вице-президент Российской ассоциации специалисто�� по хирургической инфекции.

Из всех средств, используемых лечебными учреждениями на закупку лекарств, до 30% уходит на приобретение антибиотиков. В то же время из-за возрастающей резистентности возбудителей к антимикробным средствам в 20?30% случаев в амбулаторных условиях и в 30?40% случаев при стационарном лечении антибиотики назначаются необоснованно. В связи с этим удлиняются сроки госпитализации и значительно увеличиваются расходы на лечение, а также смертность от инфекционных заболеваний. Так, по данным экспертов, если устойчивость к макролидам возрастает на 15?17%, то стоимость лечения больного возрастает в 2 раза.

Отвечая на главный вопрос, чем лечиться завтра, академик РАМН, профессор, главный инфекционист Минздравсоцразвития РФ В. В. Малеев сказал: Без антибиотиков мы не останемся. Но мы должны научиться управлять процессом антибиотикорезистентности.

А это возможно только при условии осознания проблемы на всех уровнях и объединении усилий государства, общества, науки, медицинских специалистов и средств массовой информации в ее решении.

Реклама