Сегодня врачи всего мира готовятся к очередному всплеску заболеваемости гриппом, возможно эпидемии когда заболевает от 5 до 20% населения или пандемии когда заболевают до 60% населения. Точный прогноз относительно наступления пандемии гриппа дать не может никто. Тем более что в России прививка от гриппа не входит в перечень обязательных, в отличие, например, от США, где все жители прививаются регулярно. Много споров вызывает и проблема модификации и распространенности вируса птичьего гриппа. Некоторые ученые считают, что увеличение числа тяжелых форм гриппа и связанный с этим рост смертности объясняются включением в структуру вируса так называемых птичьих генов. Вирус птичьих эпидемий 2004 г. отличается от всех предыдущих вирусов: он убивает и уток и кур. А недавно выяснилось, что он поражает котов, причем в эксперименте было показано, что кот заражается от кота. В 2004 г. подтвержденных случаев было 39 заболеваний человека, из них 28 летальных, т. е. смертность составила 70%. Но к счастью от человека к человеку это вирус пока не передается, хотя такая опасность есть. Чтобы создать вакцину против определенной модификации вируса требуется около 6 мес, но точную модификацию возможно установить минимум за 2 месяца. Для производства противовирусной вакцины 2004 г., к примеру, нужно заменить (по сравнению с прошлым годом) штамм H3N2 на штамм Фуджань, штамм вируса P на штамм Шанхай. И хотя грипп в этом году будет отличаться более мягким течением, ВОЗ разослала во все министерства здравоохранения рекомендации, о том что к 2005 г. нужно вакцинировать не менее 50% лиц, которые относятся к группам высокого риска, а к 2010 г. не менее 75%. Смертность у людей, которые вакцинированы, имеющимися вакцинами хорошо зарекомендовавшими себя на отечественном рынке (инфлювак, ваксигрип, гриппол и др.), может оказаться ниже, чем у невакцинированных. Ученые призывают заранее позаботиться о вакцинации, и не забывать о других противогриппозных препаратах, позволяющих обеспечить профилактику гриппа. Данная тема достаточно полно освещается на страницах настоящего выпуска журнала.
25-10-2004
Реклама