На форуме «Гематологическая служба в контексте приоритетов национального здравоохранения: Открытый диалог», организованном компанией «Право на здоровье», состоялась сессия «Актуальные возможности и барьеры организации лекарственного обеспечения пациентам с гематологическими заболеваниями». Ведущие специалисты в области гематологии, фармакоэкономики и регуляторной политики обсудили барьеры, препятствующие доступности современной терапии для пациентов с заболеваниями крови, и предложили механизмы их преодоления.
В гематологии, как в терапевтической дисциплине, доступность эффективного лекарственного обеспечения напрямую влияет на исходы лечения, прогнозы и выживаемость пациентов. При этом порядка 76% от всего объема финансовых затрат на лекарственную терапию пациентов по профилю «гематология» занимают инновационные лекарственные препараты, или препараты для иммунной и таргетной целенаправленной терапии.
На сегодняшний день в лечении гематологических заболеваний задействовано несколько источников финансирования, в том числе программа ВЗН, федеральное льготное лекарственное обеспечение, региональное льготное лекарственное обеспечение, ОМС. Однако проблемы доступности инновационной лекарственной терапии в этой сфере сохраняются.
Своевременному обеспечению пациентов инновационными препаратами препятствуют затяжные процедуры включения лекарств в программы возмещения, считают эксперты.
«На сегодняшний день время доступа инноваций в программы возмещения в Российской Федерации примерно в два раза больше, чем, например, в европейских странах по тем же самым позициям», – заметил Сергей Зырянов, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». Так, в Европе в среднем требуется 1,4 года, чтобы инновационные онкологические препараты получили доступ к возмещению, тогда как в России этот процесс занимает около 2,7 лет. Эксперт подчеркнул, что в лечении гематологических – и особенно онкогематологических – заболеваний необходимо делать упор на ускоренное введение в практику уникальных и высокоэффективных терапевтических опций.
Специалисты также подчеркнули необходимость пересмотра подходов к оценке лекарственных препаратов при формировании перечней ЖНВЛП и ВЗН. Согласно постановлению Правительства №871, при включении препаратов в эти перечни проводится комплексная оценка лекарственных препаратов по таким критериям, как: клиническая эффективность и безопасность, качество клинических исследований, кратность приема, новизна механизма действия, экономические показатели (включая стоимость курсового лечения), результаты клинико-экономического анализа, влияние на бюджет, локализация производства в России и другие параметры.
«Однако среди них нет ни одного показателя, который бы показывал потенциальный эффект от применения конк��етного лекарственного препарата на ключевые показатели государственной программы развития здравоохранения, национальные цели или цели федеральных проектов», – отметил Николай Авксентьев, советник директора, ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт». По мнению эксперта, при формировании перечней следует отдавать приоритет тем препаратам, которые способствуют достижению стратегических задач системы здравоохранения.
Одной из главных проблем доступности инновационной лекарственной терапии в сфере остается значительный дефицит финансирования. По мнению экспертов, дефицит заметен как на федеральном, так и на региональном уровнях. Согласно анализу структуры лекарственных закупок за 2024 год, в регионах прослеживается неравномерность затрат на инновационную терапию.
«Мы видим значительную диспропорцию между субъектами – половина всех закупаемых препаратов приходится на 20 регионов, которые представляют 25% населения», – отметил Олег Шухов, начальник отдела анализа обеспечения лекарственными препаратами и обращения медицинских изделий в субъектах Российской Федерации ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России. Эксперт подчеркнул, что для улучшения ситуации необходимо снижение нагрузки с бюджетов субъектов в части обеспечения пациентов инновационными препаратами и их комбинациями, в том числе вне списка ЖНВЛП, и централизация закупок дорогостоящих лекарственных препаратов.
Важнейшим инструментом регионального регулирования выступает дофинансирование за счет местных бюджетов, считает Мария Сура, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом оценки технологий здравоохранения ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава в онкогематологии. Согласно эксперту, существующая система возмещения стоимости лекарственных препаратов предполагает региональные механизмы дофинансирования, в частности корректировку тарифов в сторону увеличения и расширение объемов помощи через межбюджетные трансферты. Однако регионы редко используют данный механизм. На практике, только 16 из 78 субъектов РФ в 2024 году доплачивали в систему ОМС (суммарно +70 млрд руб.).
Участники обсуждения заключили, что для дальнейшего развития гематологической службы необходимо совершенствовать модели финансирования и лекарственного обеспечения, делая их более гибкими и ориентированными на результат и нужды пациентов.
Источник: пресс-релиз