Изучению влияния на развитие ребёнка гаджетов и социальных факторов посвящено исследование учёных из Австралии. Результаты опубликованы в BMC Pediatrics.
В исследовании приняли участие 3708 семей. Длительность наблюдения составила 6 лет.
Родители ежегодно проходили опрос по использованию технологий TechU-Q, включающий вопросы о частоте, продолжительности использования электронных устройств в будние и выходные дни родителями и ребёнком.
Также родители ребенка проходили опрос ASQ-3, с помощью которого можно определить прогресс в развитии в возрасте от 1 мес до 5,5 лет. Он включает в себя 30 вопросов для оценки 5 областей: коммуникации, крупной и мелкой моторики, решения задач и личностно-социальной сферы. Наивысший общий балл при прохождении опросника – 300.
В исследовании учитывалось влияние социальных факторов на ребёнка: уровня образования родителей, социально-экономического положения родителей (оценивалось по индексу относительных социально-экономических преимуществ и недостатков - IRSAD), количества детей в семье, этнической принадлежности, психического здоровья родителей (оценивалось с помощью шкалы депрессии, тревоги и стресса - DASS-21).
Затем проводилась статистическая обработка полученных данных. Были получены следующие результаты:
- 51,5% детей родители разрешали смотреть телевизор, 14,7% - пользоваться планшетом, 9,1% - пользоваться смартфоном;
- увеличение использования планшетов и смартфонов детьми на каждые 16 минут (стандартное отклонение 1) было связано с уменьшением общего балла по ASQ-3 на 5 баллов из 300 (стандартное отклонение 0,40);
- более низкое психическое здоровье матери связано с более низким уровнем развития ребенка во всех сферах, кроме крупной моторики - увеличение общего балла DASS-21 у матери на 17 из 126 баллов (стандартное отклонение 1) связано с уменьшением общего балла ASQ-3 на 2 из 300 баллов (стандартное отклонение 0,21);
- аналогично на развитие ребёнка влияет более низкое психическое здоровье отца - увеличение общего балла DASS-21 у отца на 15 из 126 баллов (стандартное отклонение 1) было связано с уменьшением общего балла ASQ-3 на 2 из 300 баллов (стандартное отклонение 0,18).
Таким образом, увеличение времени, проводимого детьми за экранами гаджетов, и низкое психическое здоровье родителей связаны с более низким уровнем развития детей дошкольного возраста, со снижением показателей коммуникативных навыков и мелкой моторики.