У более чем половины пациентов с дефицитом железа через 3 года после постановки диагноза все еще отмечаются низкие уровни железа, несмотря на, казалось бы, высокоэффективное лечение. Этот сложный вопрос поднимается в новой публикации из журнала Blood Advances
Дефицит железа является достаточно распространенным явлением и может встречаться до 40% случаев у подростков и молодых женщин. Лечение подразумевает прием пероральных железосодержащих средств или, в случае их неэффективности, внутривенное введение препаратов железа.
В соответствии с ранее проведенными исследованиями, в популяции с высоким риском железодефицита до 70% случаев остаются недиагностированными.
Факторами риска являются нарушения свертываемости, мальабсорбция, менструации и другие.
Дефицит железа может сильно влиять на качество жизни. Результаты данного исследования нацелены на улучшение координированных усилий по диагностике и лечению железодефицитной анемии для улучшения качества жизни пациентов с этим заболеванием.
В работе были проанализированы данные более 13 тыс. взрослых пациентов из медицинских систем здравоохранения Миннесоты за 2010-2020 годы с дефицитом железа (как с диагнозом анемии, так и без). Диагностическим критерием стал уровень ферритина менее 25 нг/мл (мкг/л), критерием эффективности лечения – уровень ферритина выше 50 нг/мл.
Согласно полученным данным, у 42% пациентов (n=5485) в течение 3 лет после постановки диагноза отмечался нормальный уровень железа, в то время как у 58% (n=7599) наблюдался персистирующий дефицит железа (по уровню ферритина).
Только у 7% пациентов уровень железа возвращался к норме в течение одного года. Восстановление нормального уровня железа в среднем занимало около 2 лет.
К факторам, которые были ассоциированы с высокой вероятностью нормализации уровня железа, относились возраст (старше 60 лет), мужской пол, лечение внутривенными препаратами железа, а также наличие страховки Medicare (поскольку исследование проводилось в американской популяции).
Таким образом, проблема дефицита железа требует активного информирования пациентов, в частности о существовании формы железодефицита без анемии и соответствующих факторах риска, а также об общепринятых критериях диагностики и эффективности лечения.