01-08-2024

Впервые были представлены результаты исследования, в котором оценивались эффекты приема агонистов рецепторов ГПП-1 (глюкагон-подобный пептид 1) с точки зрения защиты почек и предотвращения неблагоприятных исходов хронической болезни почек (ХБП).

Результаты были представлены на 61-ом конгрессе Европейской ассоциации почек (European Renal Association, ERA), а также опубликованы в авторитетном издании New England Journal of Medicine. Финансированием исследования занималась компания Novo Nordisk.

Реклама

Всего в исследование было включено более 3500 пациентов с ХБП и СД2. Средний возраст составил 66 лет, 30% женщин и 70% мужчин. У 93% пациентов ХБП характеризовалась высоким или очень высоким риском на основании критериев KDIGO. Пациенты были разделены на 2 группы: в основной принимали семаглутид в дозировке 1 мг еженедельно, в другой – плацебо (в качестве дополнения к основной терапии).

Согласно полученным данным, у пациентов, принимавших семаглутид, в течение срока наблюдения в 3,4 лет отмечалось:

  • - снижение риска развития неблагоприятных исходов ХБП (диализ, трансплантация или снижение СКФ < 15 мл/мин/1.73м2) на 24% в сравнении с контрольной группой;
  • - снижение СКФ на 50% от первоначального уровня;
  • - более низкая смертность по сердечно-сосудистым и почечным причинам на 24% (18.7% против 23.2% в контрольной группе, HR 0.76, p<0.05). Срок наблюдения составил 3,4 лет.

Таким образом, агонисты рецепторов ГПП-1 могут стать четвертым важным компонентом в комплексной терапии ХБП и СД. К первым трем относятся ингибиторы РААС (ренин-ангиотензин-альдостероновой системы), т.е. ингибиторы АПФ и блокаторы рецепторов ангиотензина-2, а также ингибиторы НГЛТ-2 (натрий-глюкозного котранспортера 2-го типа) и финеренон. Это позволит улучшить эффективность терапевтических стратегий и исходов у пациентов с хронической болезнью почек и сахарным диабетом.


Источник: Perkovic V. et al. Effects of semaglutide on chronic kidney disease in patients with type 2 diabetes //New England Journal of Medicine. – 2024

Реклама