09-07-2024

Центр развития здравоохранения школы управления СКОЛКОВО совместно с Ipsos в России провели исследование «Здравоохранение России глазами пациента». В исследовании изучался Путь пациента, в том числе опыт обращения за помощью в системы ОМС и ДМС, пользование бюджетными и платными медицинскими услугами. Также были изучены представления пациента об «идеальном» взаимодействии с системой здравоохранения и пирамида потребностей пациента.

Путь пациента

В данном исследовании приняли участие более 1500 респондентов в возрасте 35-65 лет из городов России с населением более 500 тыс. Среди 73% тех, кто обращался за последние 12 месяцев в амбулаторные медицинские организации, как для профилактического осмотра, так и по поводу острых и хронических заболеваний, абсолютное большинство пользуется помощью в рамках системы ОМС. В меньшей степени пациенты пользуются услугами ДМС и платными медицинскими услугами (ПМУ).

Реклама

Среди тех, кто обращался за помощью:

  • 83% - обращались по ОМС
  • 29% - обращались по ДМС
  • 27% - использовали ПМУ

Значительная часть пациентов обращается к коммерческому сегменту ввиду долгого ожидания получения услуг по ОМС. Наиболее частыми поводами обращения являются – получение диагностических исследований или консультаций узкоспециализированных врачей.

Идеальная система здравоохранения

Согласно опросу, три наиболее важные условия «идеального» взаимодействия с системой здравоохранения относятся к врачу, его компетентности и вовлеченности. Врач – главный актор системы здравоохранения, от которого в идеале ждут подбора индивидуального лечения, вовлечения в проблему и информирования о заболевании и возможном лечении. Далее по важности следуют скорость получения услуги и наличие медицинского оборудования для обследования.

Пациентоцентричность – это фундамент развития современной системы здравоохранения. Опыт пациентов складывается из множества факторов от момента появления проблемы до ее возможного решения, в связи чем важно формировать медицинские услуги исходя из конкретных запросов пациентов на каждом этапе клиентского пути.

Пирамида потребностей пациента

Исходя из параметров удовлетворенности пациента была сформулирована пирамида потребностей пациента:

  • базовые ожидания – своевременное решение проблемы и компетентность врача
  • удовлетворительный уровень – быстрое решение проблемы, вовлеченность врача и вежливость
  • идеальный опыт – многосторонняя поддержка со стороны системы здравоохранения, эмоциональная вовлеченность врача и индивидуальный подход

Было выявлено, что пациенты с опытом взаимодействия с системой здравоохранения за последний год, воспринимали ее лучше, чем пациенты без опыта обращения за медицинской помощью.

Для развития пациентоцентричности и повышения уровня удовлетворенности имеет смысл улучшать имидж системы здравоохранения и положение врача, повышать доступность медицинских услуг и популяризовать профилактические осмотры, что несомненно отразится на общем здоровье населения.

Источник: пресс-релиз (подробнее об исследовании)

Реклама