Рак молочной железы – самый распространенный вид рака и ведущая причина онкологической смертности у женщин. Раннее выявление новообразований молочной железы и общая онконастороженность – это основа тактики ведения таких пациентов. В то же время непосредственно лечение рака молочной железы (РМЖ) обладает большим количеством особенностей как с точки зрения специфических противоопухолевых препаратов, так и со стороны неспецифеской терапии.
Согласно результатам ранее проведенных наблюдательных исследований (по пациентам с РМЖ или с сердечно-сосудистыми заболеваниям), отмечается тенденция к более высокому уровню выживаемости на фоне терапии аспирином. Однако данные результаты требуют валидации проспективными исследованиями.
С целью определения эффективности ацетилсалициловой кислоты (аспирина) в улучшении выживаемости у пациентов с РМЖ было проведено рандомизированное контролируемое исследование. Всего участвовало 3020 пациентов с РМЖ высокого риска без метастазов. Рандомизация проводилась в соответствии с гормональным статусом опухоли (положительный или отрицательный), ИМТ (более или менее 30 кг/м2), стадии РМЖ (стадии 2 и 3) и времени с даты установления диагноза (более или менее 18 мес). Группы были разделены поровну (по 1510 пациентов) – в основной группе назначался аспирин 300 мг ежедневно, в другой – плацебо.
Медиана срока наблюдения составила 34 мес. При оценке выживаемости без признаков инвазивного заболевания за время наблюдения было отмечено 253 случая (учитывались в т.ч. смерть, прогрессия (как локальная, так и метастатическая) и новые первичные случаи) – 141 в группе с аспирином и 112 в группе плацебо. Отношение рисков (HR) составило 1,27, разница между группами не является статистически достоверной (p=0.06). Кроме того, не было отмечено значимой разницы в общей выживаемости.
Авторы исследования заключают, что прием аспирина у пациентов с раком молочной железы высокого риска без метастазов не влияет на риск развития рецидива или общую выживаемость при около 3-летнем сроке наблюдения. Таким образом, аспирин не рекомендуется в качестве рутинного компонента адъювантной терапии рака молочной железы.