Еще одна успешная ксенотрансплантация
Ученые из Университета Алабамы провели трансплантацию почек генетически модифицированной свиньи пациенту, находящемуся в коме.
Еще в 2021 году хирурги из Нью Йорка сообщили об успешной трансплантации почки свиньи человеку. Однако в этот раз на фоне реакции отторжения трансплантата орган так и не начал функционировать нормально. Позднее ученые из Медицинского центра Университета Мэриленда провели трансплантацию сердца свиньи пациенту с терминальной стадией хронической сердечной недостаточности (пациент прожил два месяца).
Несмотря на схожесть экспериментальной процедуры, исследователи использовали разные подходы к редактированию генома. В первом и последнем случаях ученые изменили 10 генов животного, в то время как врачи из Нью Йорка – один ген, отвечающий за синтез специфического углевода.
Генная терапия гемофилии: самый дорогой препарат в мире
На гемофилию В приходится около 15% всех случаев заболевания. Несмотря на то, что гемофилия проявляется преимущественно у чужчин (гены, ассоциированные с гемофилией, находятся на Х-хромосоме), до 25% женщин также испытывают симптомы различной тяжести.
В 2022 году FDA одобрило препарат этранакоген дезапарвовек (etranacogene dezaparvovec, ТМ Hemgenix) для лечения гемофилии B у пациентов с текущими или прошлыми эпизодами тяжелых кровотечений или принимающих профилактическую терапию фактором IX.
Hemgenix – генотерапевтический препарат для однократного внутривенного введения на основе аденовирусного вектора, несущего и доставляющего в клетки печени функциональную копию гена фактора свертывания крови IX.
В одном из клинических испытаний препарат значимо снижал частоту спонтанных кровотечений (54%) и потребность в регулярном использовании препаратов факторов свертывания крови и способствовал повышению уровня фактора IX в крови. Наиболее распространенными побочными эффектами были головная боль, гриппоподобные симптомы и повышение уровня некоторых ферментов печени.
Препарат станет самым дорогим в мире – стоимость одной дозы составит 3,5 млн долларов.
Вирусы в лечении рака
В клиническом исследовании I фазы ученые использовали генетически-модифицированный вирус простого герпеса (herpes simplex 1) для лечения рака. У одного пациента с мукоэпидермоидной карциномой удалось достигнуть стойкой ремиссии (>15 месяцев).
RP2, вирус простого герпеса, обладающий усиленными онколитическими свойствами, экспрессирует фузогенный белок GM-CSF (GALV-GP R-) и антителоподобную молекулу анти-CTLA-4. После введения непосредственно в опухоль, RP2 избирательно проникает в и уничтожает раковые клетки, подавляя экспрессию белка CTLA-4 (гликопротеин цитотоксических T-лимфоцитов 4) и синтез GM-CSF.
В исследовании RP2 был назначен в качестве единственного лечения 9 пациентам с неизлечимыми формами рака, резистентными к другой терапии. 30 другим онкобольным RP2 назначали в комбинации с иммунотерапевтическим препаратом.
Положительный ответ на терапию был зарегистрирован у 3 из 9 пациентов первой группы. У больного мукоэпидермоидной карциномой удалось достигнуть стойкой ремиссии ≥15 мес., а у пациентов с раком пищевода с метастазами в печень и увеальной меланомой с метастазами в печень – частичной ремиссии на ≥18 и15 мес, соответственно. Во второй группе (RP2+ниволумаб), у 7 из 30 пациентов наблюдалась положительная динамика. Объективный ответ на лечение был достигнут в 44.4% случаев при меланоме кожи (4/9), 25% при увеальной меланоме (2/8) и 33% – при плоскоклеточным раком головы и шеи (1/3).
В ходе исследования не было зарегистрировано серьезных нежелательных реакций, а наиболее распространенными побочными эффектами лечения были лихорадка, озноб и другие гриппоподобные симптомы.
Результаты работы были представлены на Конгрессе Европейского общества медицинской онкологии.
Инфекционный мононуклеоз как фактор риска развития рассеянного склероза
Ученым из Гарварда удалось доказать каузальную роль вируса Эпштейна-Барр (ВЭБ) в развитии рассеянного склероза (РС). Результаты работы опубликованы в журнале Science.
Исследователи проанализировали данные 801 пациента с РС и 1566 здоровых людей, полученные из медицинской базы военнослужащих США. Для каждого участника были доступны минимум три образца крови, причем на момент взятия первой пробы большинству из них было менее 20 лет. Медиана времени от момента получения первого образца крови до манифестации первых клинических симптомов РС составила 10 лет.
Инфицирование ВЭБ, но не другими вирусами (напр., цитомегаловирусом), было ассоциировано с повышением риска развития РС в 32 раза, а частота сероконверсии ВЭБ среди больных РС составила 97% по сравнению с 57% в общей популяции.
Только у одного из 801 пациентов с РС отсутствовали серологические признаки ВЭБ в последнем образце крови, полученном за 1 год (медиана) до манифестации заболевания, что может быть связано с поздним (после последнего забора крови) инфицированием, отсутствием сероконверсии в ответ на инфекцию или неверной постановкой диагноза. Медиана времени от момента выявления ВЭБ и сероконверсии до манифестации симптомов РС составила 5 и 7.5 лет, соответственно.
Повышение уровня легкой цепи нейрофиламента (sNfL), чувствительного биомаркера нейроаксональной дегенерации, в плазме крови у пациентов с РС наблюдалось только после сероконверсии, что подтверждает участие вируса не только в инициации РС, но и непосредственно патогенезе прогрессирующей дегенерации нейрональных структур.
Авторы работы подчеркивают, что существует множество других факторов (курение, дефицит витамина D, генетическая предрасположенность, ожирение в детстве и др.), которые могут оказывать кумулятивный эффект на общий риск развития патологии, а заражение ВЭБ, по-видимому, является необходимым, но не достаточным условием для запуска патогенетического каскада РС.
Читайте актуальные новости медицинской науки в нашем телеграм-канале!