Примерно половина психических расстройств начинается в детском и подростковом возрасте, а их распространенность составляет около 15%. В этой возрастной группе наиболее распространенными состояниями, связанными с нарушениями психики, являются депрессивные и тревожные расстройства.
Проблема психического здоровья детей не теряет своей актуальности. При отсутствии принятия своевременных мер динамика психических расстройств может сохраняться и даже ухудшаться. Несмотря на прогресс в лечении депрессивных и тревожных расстройств, большое внимание традиционно уделяется профилактике этих состояний, и одну из главных ролей в этом играют общеобразовательные учреждения.
Более высокая эффективность в профилактике психических нарушений у детей достигается при участии в работе внештатных специалистов, даже если они работают в стенах школы. Эффективность работы локального персонала в этом вопросе оценивается гораздо ниже.
В то же время необходимо оценивать вклад учителей, проводящих с детьми наибольшее количество времени. Согласно результатам проведенного исследования, депрессивные состояния у учителя снижают его вовлеченность в учебный процесс и степень контакта с учениками, что может привести к снижению заинтересованности детей и развитию у них тревожных и депрессивных состояний.
По мнению авторов исследования, также необходимо выделять понятие эмоционального труда – это акт регулирования своих эмоций для удовлетворения требований окружающей среды. Основные стратегии эмоционального труда подразумевают поверхностное или глубокое действие: в первом случае люди демонстрируют поведение и эмоции, требуемые окружающей средой, но сами их не испытывают, во втором случае – не только отображают эмоциональное состояние, но и испытывают эти чувства на личном уровне.
Так как работа учителя требует значительных ментальных затрат, акт обучения содержит типичные черты эмоционального труда. Считается, что учителя могут регулировать свои депрессивные эмоции и тревожные состояния посредством эмоционального труда. Благодаря тому, что учителя способны скрывать свои плохие эмоции, депрессия учителей с меньшей вероятностью передается ученикам. Авторы исследования считают, что в рамки проводимых программ по профилактике депрессивных и тревожных расстройств у учеников также необходимо включать и самих учителей.