05-11-2022

Команда учёных из США и Ирана изучила влияние пандемии COVID-19 на нейрокогнитивное развитие у детей. Они провели систематический обзор с мета-анализом восьми исследований, в которых проводился скрининг развития нервной системы детей при помощи специального опросника для родителей (Ages and Stages Questionnaires, 3 изд.).

Суммарно в ходе текущего исследования было проведено сравнение данных более 21 тысячи детей, родившихся в период пандемии (с января 2020 по январь 2021), с данными детей, родившихся до пандемии (2015-2019).

Реклама

"Лечащий врач" осваивает новые пространства и форматы. Вся актуальная информация (и даже больше) – в нашем телеграм канале. Подписывайтесь!

Результаты исследования показали, что значимой разницы в риске нарушения развития нервной системы между двумя группами исследования нет (оценивались крупная и мелкая моторика, личностно-социальное функционирование и способности по решения проблем). В то же время анализ показал, что дети, родившиеся в период пандемии, в 1.7 раз чаще демонстрируют нарушения коммуникативных навыков.

Авторы исследования связывают нарушение навыков коммуникации с изменением практики взаимоотношения детей с их родителями. Период пандемии COVID-19 повлек за собой высокий уровень стресса, что могло негативно повлиять на эмоциональную связь родителей с их детьми. Помимо стресса, родители с детьми чаще оставались изолированы дома в условиях локдауна, что ограничивало их возможности для коммуникации, так как они не получали социального опыта извне (например, встречи с коллегами по работе, друзьями или посещение детского сада).

Автор исследования, Вивиана М. Фахардо Мартинез (MD, with neonatal/perinatal medicine at University of California, Los Angeles) высказалась по поводу данного исследования для Medscape: "В клинической практике родители действительно стали чаще быть озабочены тем, что дети менее склонны к коммуникации и речевой активности. Но стоит помнить, что дети, которые немного отстают в коммуникативных навыках в возрасте 12 месяцев, могут наверстать упущенное к полутора годам. Важно разговаривать с детьми, читать им и петь вместе с ними, а также просить не просто указывать на предметы, а называть их".

Несмотря на то, что результаты исследования не выявили значимой разницы между группами исследования, авторы просят относиться к этому факту с осторожностью и продолжить изучать влияние пандемии COVID-19 на развитие нервной системы у детей.

Источник: Hessami K., et al. COVID-19 Pandemic and Infant Neurodevelopmental Impairment // JAMA Network Open, 28 октября 2022

Реклама