18-09-2022

В Москве создаются шесть новых скоропомощных стационарных комплексов – полноценных стационаров с приемным отделением, операционными, реанимацией и тысячами единиц современного оборудования, в том числе высокотехнологичного. Первые два скоропомощных комплекса (в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского и городской клинической больнице имени В.В. Вересаева) будут открыты уже в январе 2023 года, в первом полугодии 2023 откроются еще два – на базе городских клинических больниц имени С.П. Боткина и В.В. Вересаева, во втором полугодии 2023 года будет открыт скоропомощной стационарный комплекс в городской клинической больнице имени В.М. Буянова. И еще один комплекс будет организован на базе капитально ремонтируемого корпуса городской клинической больницы №1 имени Н.И. Пирогова. Параллельно со строительством комплексов, Москва готовится к переходу на новый стандарт экстренной медицинской помощи пациентам.

Реклама

Ведущие эксперты рассказали о разработке и принципах стандарта экстренной медицинской помощи и о концепции пациентоориентированности, как об одном из ключевых принципов нового стандарта.

Новый стандарт оказания экстренной помощи в Москве

Осман Османов, заместитель главного врача ГКБ №15 им. О.М. Филатова по экстренной помощи

Как происходила разработка нового стандарта оказания экстренной помощи?

Разработкой нового стандарта оказания экстренной помощи занимались как главные врачи ведущих московских клиник и главные внештатные специалисты, так и практикующие врачи стационаров, сотрудники приемных отделений, представители разных специальностей – реаниматологи, нейрохирурги, кардиохирурги, медицинские сестры, лаборанты и др.

Профильные специалисты разобрали каждую ситуацию оказания экстренной помощи на отдельные действия. Были разработаны пошаговые алгоритмы для каждого возможного случая и для каждого представителя мультидисциплинарной бригады – от медсестры до врача, а для каждой конкретной ситуации было прописано медицинское оборудование, расходный материал, в том числе, СОПы (стандарты операционной процедуры), согласно которым должны работать сотрудники – сначала на бумаге, а затем все алгоритмы будут отрабатаны на тренировочном полигоне.

Реклама

Весь свод этих протоколов формировался с учетом новейшего медоборудования, которым будут оснащены строящиеся скоропомощные стационарные комплексы, в том числе, и с учетом цифровых технологий, таких как единая цифровая платформа здравоохранения, которая позволяет даже на догоспитальном этапе ознакомиться с историей болезни пациента, посмотреть результаты его прошлых госпитализаций, обращения в поликлиники.

Для разработки эффективных алгоритмов мы проанализировали мировой опыт и взяли лучшие практики в плане повышения эффективности оказания медпомощи, адаптировав под наши условия. Что это даст? Все это повысит качество и скорость оказания экстренной помощи в Москве и выведет экстренную медпомощь на новый уровень.

Что из себя представляет новый стандарт оказания экстренной и неотложной помощи и что в него входит?

Новый стандарт включает единые медицинские алгоритмы, которые мы разрабатывали с коллегами из других московских стационаров, а также единый стандарт оснащения оборудованием. Это работа в команде – мультидисциплинарный подход, когда одновременно с пациентом работают специалисты разных профилей. Это современные цифровые технологии, а также программа «Триаж» – цифровая оценка состояния пациентов при госпитализации и определение приоритетности оказания ему экстренной помощи. Это и цифровые помощники для поддержки принятия врачебных решений, и телемедицинские технологии, которые в последнее время широко применяются в московском здравоохранении.

Реклама

В некоторых московских больницах уже опробовали принцип «врач к пациенту», когда необходимая диагностика, осмотры узких специалистов проходят у постели больного. Некоторое время назад мы разбирали маршрутизацию пациента в приемном отделении, оказалось, что практически большая часть времени трати��ся именно на перемещение пациента от кабинета к кабинету, от специалиста к специалисту – это просто выброшенное время на ветер. Таким образом, принцип «врач к пациенту» сокращает время пребывания больного в приемном отделении, и, соответственно, быстрее ставится диагноз, скорее начинается лечение. Именно такой принцип будет внедрен в новых скоропомощных стационарных комплексах.

Кроме того, новые ССК были грамотно спроектированы с точки зрения логистики: продуманы все маршруты передвижения пациентов и медицинского персонала. Удобная и понятная система навигации, чтобы бригады скорой помощи свободно ориентировались.
Кстати, в штате ССК будут работать не только медики, но и администраторы, социальные координаторы, которые возьмут на себя немедицинскую работу, например, организуют пациентам транспортировку домой или социальную помощь на дому после выписки, помогут связаться с родственниками и окажут моральную поддержку. Поэтому врач будет заниматься только лечебным процессом, не тратя времени на другую работу.

Как новый стандарт улучшит качество оказываемой помощи для экстренных пациентов на базе вашей больницы?

Реклама

Во-первых, мы сможем больше принимать экстренных пациентов в сутки: планируется прием до 300 человек с различной экстренной патологией. Это позволит значимо повысить пропускную способность «пятнашки». Во-вторых, благодаря суперсовременному оборудованию возрастет доступность высокотехнологичных операций, а значит повысится и качество жизни пациентов. Для выполнения сложнейших хирургических, нейрохирургических, сосудистых, травматологических и кардиохирургических вмешательств в ССК будут оборудованы уникальные гибридные операционные, не имеющие аналогов в России. В-третьих, будут открыты новые структурные подразделения. Например, появится шоковая реанимация, куда будут поступать все пациенты в крайне тяжелом состоянии с сосудистыми катастрофами, сложными травмами и т.д.

Пациентоориентированность

Шабунин Алексей Васильевич, главный врач Боткинской больницы, главный хирург Москвы, академик РАН

Один из принципов нового стандарта оказания экстренной медицинской помощи – это пациентоориентированный подход. Насколько на ваш взгляд он важен?

Пациентоориентированность – актуальный тренд последнего десятилетия, причем не только в медицине. Для наших пациентов это особенно важно, ведь они поступают в больницу растерянными, испуганными, и им важно получить от врача ответ на главный вопрос – смогут ли его вылечить, хватит ли профессионализма специалистов и достаточно ли современных технологий для решения его проблемы. В системе оказания экстренной помощи пациентоориентированность становится основополагающим принципом: здесь все ориентировано на пациента. Он поступает, его сразу направляют на койку, делают все необходимые манипуляции прямо в палате – ЭКГ, УЗИ, осмотр специалистов, и, как результат, быстрая постановка диагноза и назначение необходимого лечения.

Реклама

Из чего состоит принцип пациентоориентированного подхода?

Пациентоориентированный подход начинается с момента поступления пациента в скоропомощной стационарный комплекс (ССК): скорая заезжает прямо в здание, фельдшеры передают пациента медикам в зону триажа, где производится первичный осмотр и пациентов распределяют на потоки. Пациент средней тяжести поступает в «желтую» зону, а если нет угрозы для жизни – в «зеленую». Пациентов, которым требуется немедленная помощь врачей, сразу, минуя триажную зону, отправляют либо в реанимацию, либо в противошоковое отделение. Технически комплекс будет оснащен всей необходимой медтехникой – аппараты КТ, МРТ, УЗИ экспертного класса, современные эндоскопические стойки, новейшее операционное и реанимационное оборудование. Помимо этого, у нас предусмотрена вертолетная площадка для санавиации, где будут принимать больных в критическом состоянии. Медицинский персонал в ССК будет обучен работать по новому стандарту, что, безусловно, положительно повлияет на качество оказания экстренной помощи.

В московских скоропомощных комплексах впервые появится должность социальных координаторов. Какова их основная задача?

Социальные координаторы – очень важное нововведение для ССК. Они будут встречать пациентов и их родственников буквально с порога и помогать на разных этапах их пребывания в скоропомощном комплексе – отвечать на любые вопросы, направлять, подсказывать, куда идти, морально поддерживать. Это особенно важно для родственников пациентов, находящихся в тяжелом состоянии – в реанимации или операционной. В скоропомощном комплексе предусмотрена максимально комфортная обстановка и для поступающих пациентов, и для персонала ССК – продуманная логистика и навигация по корпусу, зоны отдыха, переговорные для общения врачей с родственниками, комнаты психологической разгрузки и многое другое.

Такой подход к пациенту выведет оказание экстренной помощи в Москве на совершенно новый уровень. Мы с нетерпением ждем завершения строительных работ и открытия ССК Боткинской больниц.

Узнать подробнее о проекте

Узнать подробности про старт набора сотрудников

Реклама