Кофеин не просто стимулирует психическую и физическую деятельность, но и способен повышать персональную импульсивность при принятии решений – в частности, когда дело касается шоппинга. К такому интересному выводу пришли исследователи из Университета Южной Флориды.
Кофеин – самый распространенный в мире психостимулятор, ежедневно употребляемый большей частью мировой популяции в виде кофе, чая, газированных напитков и энергетиков. Эти напитки нередко употребляются перед покупками – как в онлайн-магазинах, так и при шоппинге.
Один из механизмов действия кофеина связан с высвобождением в ЦНС дофамина – гормона и нейромедиатора, отвечающего за психовозбуждение, импульсивность и снижение чувства самоконтроля при различных обстоятельствах, в том числе при шоппинге. Исследователи решили проанализировать, как это может влиять на потребительскую деятельность. Результаты исследования опубликованы в Journal of Marketing.
Согласно полученным данным, участники исследования, отправившиеся за покупками, предварительно выпившие кружку кофе, в среднем тратили на 50% больше денег и совершали на 30% больше покупок, чем участники исследования, на которых не воздействовал кофеин.
Употребление кофеина также способствовало тому, что участники чаще покупали второстепенные товары в сравнении с другой исследуемой группой.
Похожие результаты были получены при анализе онлайн-шоппинга: участники, употреблявшие кофе, были более склонны к «импульсивным» покупкам.
Таким образом, авторы пришли к выводу, что потребителям, пытающимся контролировать импульсивную трату денег, следует воздерживаться от употребления кофеин-содержащих продуктов перед покупками.
Источник: Biswas D et al. EXPRESS: Caffeine’s Effects on Consumer Spending. Journal of Marketing. 2022