На площадке ПМЭФ прошла сессия «„Долгий“ COVID: время быстрого реагирования».
Long-ковид является затяжной формой осложнений после перенесенной болезни и подразумевает наличие клинической симптоматики от 4 до 12 недель. Это период, когда вирус продолжает жить в организме человека, но не всегда проявляется. Ковид может нанести множество системных поражений организму, затрагивая, в первую очередь, сердце и сосуды, а также бронхолегочную и эндокринную системы.
По словам генерального директора ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова» Евгения Шляхто, влияние вируса на сердечно-сосудистую систему не ограничивается острым периодом. Данные российских и зарубежных медиков говорят о том, что даже при легком течении COVID, около трети пациентов имеют маркеры повреждения миокарда.
«Мы уже имеем данные, что COVID заканчивается, а по первым месяцам 2022 года мы видим увеличение смертности числа больных с хронической сердечной недостаточностью. Основными причинами смерти у этих пациентов были сосудистые нарушения, нарушения ритма, тромбозы, острый коронарный синдром, инсульт, и все, что связано с болезнями кровообращения» - говорит Евгений Шляхто.
Эксперты заявили и о важности прохождения углубленной диспансеризации, направленной на раннее выявление осложнений. Из 11 миллионов пациентов, которым показана углубленная диспансеризация в 2022 году, прошли её пока только около 1,5 млн. человек. По ее итогам пациента либо ставят на диспансерное наблюдение, либо направляют на реабилитацию – амбулаторно или в стационар.
Сегодня во всех регионах России создана и продолжает развиваться система реабилитационных центров для пациентов с ковидом. Проект направлен на повышение доступности и качества медицинской реабилитации и предполагает полное современное технологическое оснащение, имеющееся в нашей стране.
«Тренд на постковидную реабилитацию должен быть не завтра, а уже сегодня и еще вчера» - отметила первый заместитель руководителя ФМБА России Татьяна Яковлева. Она также добавила необходимость создания таких условий, при которых пациенты легко пройдут диспансеризацию и сразу же будут отправлены на реабилитацию. Только тогда система начнет действовать массово. «Очень часто поступают ко мне вопросы: «Но это же COVID, надо же специальные структуры выстраивать!» – никаких специальных структур не надо. Все те реабилитационные отделения, центры, которые существуют, подходят под реабилитацию. Надо только правильно найти нарушения и их лечить».
Источник: пресс-релиз