02-03-2022

Дети, страдающие бессонницей, с высокой вероятностью будут испытывать аналогичные проблемы в молодом возрасте в сравнении с теми, кто не испытывает симптомов бессонницы.

Это первое когортное исследование с длительными сроками наблюдения, описывающее тенденции в развитии бессонницы в детском возрасте и более поздних периодах. Результаты опубликованы в журнале Pediatrics.

«Ранний зрелый возраст – период, в который отмечается задокументированное увеличение частоты встречаемости и тяжести различных психических и физиологических проблем, таких как сердечно-сосудистые заболевания или суицид. Расстройства сна – в особенности апноэ и бессонница – в свою очередь ассоциированы с более плохими исходами с точки зрения как сердечно-сосудистой системы, так и психического здоровья», – комментирует один из авторов работы, доцент Джулио Фернандез-Мендоза. «С учетом того, что симптомы бессонницы могут встречаться, по разным оценкам, у детей до 25%, у людей в раннем зрелом возрасте до 35% и в зрелом до 45%, мы решили более детально изучить динамику этой проблемы».

Реклама

Исследование началось в 2000 году и включало детей в возрасте 5-12 лет. Дети и их родители предоставляли данные о симптомах и их выраженности. Также детям проводилась полисомнография – метод диагностики ночного апноэ и оценки различных показателей сна. Всего в работу было включено 502 ребенка, наблюдение за которыми проводилось в среднем до 24 лет.

Согласно полученным данным, 43% детей с бессонницей продолжали страдать этим расстройством до зрелого возраста. Только у 27% детей наблюдалась ремиссия расстройства. Среди детей без симптомов бессонницы, около 15% все-таки сталкивались с этой проблемой при переходе в подростковый возраст (что сохранялось впоследствии), а 21% испытывали проблемы со сном уже в раннем зрелом возрасте de novo.

Очевидно, что не любые жалобы на бессонницу могут приравниваться друг к другу. Ученые попытались решить эту проблему с помощью объективных методов измерения. Было обнаружено, что подростки, сообщавшие о бессоннице, и при этом действительно демонстрировавшие такие симптомы в лабораторных условиях, с большей вероятностью (в 5,5 раз) испытывали эти симптомы в более позднем возрасте; в то же время те, кто жаловался на бессонницу, но в лабораторных условиях спал спокойно, не характеризовались дальнейшим ухудшением прогноза по бессоннице во взрослом периоде.

Ключевой вывод этой работы заключается в том, что проблема бессонницы у детей с высокой долей вероятности имеет хронический характер. Авторы исследования не отвечают на вопрос, с чем именно связано это явление, но предполагают, что основными причинами являются «поведенческие» процессы. Так или иначе, данные расстройства могут потребовать раннего вмешательства (когнитивно-поведенческой терапии в качестве первой линии), поскольку подростковый возраст является критическим периодом для коррекции расстройств сна.

Источник: J. Fernandez-Mendoza et al. Trajectories of Insomnia Symptoms From Childhood Through Young Adulthood. Pediatrics. 2022.

Реклама