В конце декабря состоялся онлайн-вебинар для врачей-педиатров, посвященный ситуации с инфекционными заболеваниями. Его участники проанализировали динамику распространения ряда традиционных «детских» инфекций и обсудили способы снижения рисков для здоровья населения и минимизации нагрузки на систему здравоохранения, возникающие в связи с этими болезнями.
Актуальные международные и российские данные о распространенности инфекционных заболеваний выводят на первый план вопросы профилактики ротавирусной инфекции (РВИ). Ежегодно в мире около 111 миллионов человек переносят болезни этой группы, в разных странах по поводу РВИ госпитализируются до 2 миллионов человек, а порядка 453 000 случаев заканчиваются летальным исходом. Наиболее распространены инфекционные заболевания у детей до 5 лет — каждый ребенок этой возрастной группы переносит хотя бы один эпизод РВИ.
Без своевременного оказания медицинской помощи заболевания, вызванные РВИ, опасны как сами по себе, так и с точки зрения развития отдаленных последствий. Об этом в ходе онлайн-вебинара сообщила заслуженный врач РФ, главный внештатный специалист по инфекционным болезням у детей Минздрава Республики Коми, зам. главного врача по лечебной работе Республиканской инфекционной больницы (Сыктывкар) Татьяна Владимировна Безуглая. Среди возможных осложнений РВИ эксперт назвала дегидратацию, поражения ЖКТ, печени, поджелудочной железы, вторичные бактериальные инфекции. «В течение многих лет РВИ оставалась недооцененным состоянием, считалось, что ее последствия распространяются только на ЖКТ. Однако сегодня известно о случаях внекишечных проявлений ротавируса — неврологических, в том числе острых энцефалитах и энцефалопатиях, судорогах, транзиторном параличе, а также неонатальных — некротическом колите и других осложнениях. Поэтому сегодня все чаще классический термин “острый гастрит по ротавирусу “мы заменяем на “патологию ротавируса”, что в большей мере отражает системные последствия инфекции. Фактически речь идет о ротаволюции — изменении традиционного клинического восприятия инфекции» - отметила эксперт.
Татьяна Владимировна считает, что в настоящее время в стране уделяется недостаточное внимание возможностям профилактики РВИ. Несмотря на то, что еще в 2014 году был издан приказ Минздрава №125н о вакцинации детей против ротавирусной инфекции, темпы иммунопрофилактики остаются невысокими. «В 2020 году против РВИ были привиты 53 503 человека в стране, причем больше всего — в Москве, Московской области, Сахалинской и Тульской областях. Здесь вакцинопрофилактику получили около 40 000 человек. Таким образом, в остальных регионах количество вакцинированных исчисляется единицами», — сообщила она. В то же время, по данным Всемирной организации здравоохранения, критерием адекватной вакцинации является охват не менее 8% целевой когорты населения. Достоверный популяционный эффект проявляется при охвате иммунизацией не менее 60%. Уже в течение первого эпидсезона ротавирусной инфекции количество случаев тяжелого гастроэнтерита снизилось на 98%, а в течение двух лет на 95% уменьшилось число госпитализаций и обращений в отделения неотложной помощи по поводу ротавирусных гастроэнтеритов.
Необходимость вакцинопрофилактики против РВИ объясняется также специфичностью иммунитета к этому возбудителю. Согласно данным, приведенным Татьяной Владимировной, инфицирование одним серотипом ротавируса не защищает от заболевания, вызванного другим серотипом. «Иммунитет, приобретаемый в детстве, является неполным, в связи с чем дети могут инфицироваться РВИ неоднократно, — отметила эксперт. — Первая инфекция у ребенка в возрасте старше трех месяцев обычно протекает в виде тяжелого гастроэнтерита с дегидратацией и может быть чревата развитием отдаленных последствий».
В настоящее время вакцинацию в национальные календари внедрили уже 112 стран мира; европейские эксперты провели мета-анализ, в ходе которого подтвердилось снижение количества случаев гастроэнтерита на 22% благодаря приобретению коллективного иммунитета к ротавирусу. «Кроме того, недавно были получены неожиданные, но очень позитивные данные. Настоящим сюрпризом для ученых и врачей стала возможность при помощи вакцинации от РВИ предупредить развитие сахарного диабета I типа у детей», — сообщила Татьяна Владимировна и подчеркнула, что сегодня ВОЗ рекомендует рассматривать вакцинацию против РВИ как приоритетное направление для укрепления здоровья населения и снижения нагрузки на бюджет здравоохранения.
Другая традиционная «детская» инфекция, которая сегодня все чаще привлекает внимание не только педиатров, но и медицинского сообщества в целом,— ветряная оспа. К. м. н., научный сотрудник отделения специфической профилактики инфекционных болезней и иммунодефицитных состояний ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА» Анна Александровна Рулева посвятила свое выступление возможностям предотвращения этого заболевания.
Эксперт сообщила, что, несмотря на возможность предотвращения вспышек ветряной оспы, уровень заболеваемости по-прежнему остается достаточно высоким. Среднемноголетняя заболеваемость в РФ составляет более 560 человек на 100 000 населения, контагиозность — 0,75-0,90, риск перенести ветрянку в течение жизни у каждого человека составляет 95%. Кроме того, ветряная оспа создает серьезную нагрузку на бюджет, занимая 3-4 место по величине экономического ущерба от инфекционной заболеваемости.
«Как и многие рутинные детские инфекции, ветряная оспа может нанести серьезный урон здоровью человека, — сообщила Анна Александровна. — Возбудитель заболевания, вирус Varicella Zoster, также является возбудителем опоясывающего лишая — одного из частых осложнений ветрянки, обычно проявляющегося у людей взрослого и зрелого возраста». По приведенным в докладе данным, с 2019 году в государственное статистическое наблюдение была введена регистрация случаев опоясывающего лишая. В 2020-м году было в России было зарегистрировано 15 168 заболевших, а уровень заболеваемости составил 10,33 на 100 000 населения. Причем 91% — это люди взрослого возраста.
К тревожным тенденциям, по мнению Анны Александровны, относится тот факт, что в последние годы отмечаются случаи опоясывающего лишая у детей в возрасте до 1 года. «А общая заболеваемость ветряной оспой в этой возрастной группе составила в 2020 году более 12 000 случаев. Это значит, речь может идти о риске развития врожденных форм Varicella Zoster», — подчеркнула она.
Часто встречаются и другие послеветряночные осложнения. «Поражения центральной нервной системы в структуре этих проявлений составляют 97%, — прокомментировала эксперт, — а до 70% из этого количества — менингиты и менингоэнцефалиты». При развитии поражений ЦНС летальность колеблется от 1% до 20%.
Именно поэтому, считает Анна Александровна, вопросы вакцинопрофилактики ветряной оспы не должны ускользать из поля зрения медицинского сообщества. Особенное внимание необходимо уделить вопросам вакцинации групп риска: лиц с иммунодефицитом, работников детских учреждений, военнослужащих и др.
Вакцинация же от ветряной оспы основной целевой группы, детей 12-24 месяцев, должна носить массовый характер. «Вакцинопрофилактика заболевания уже с 1986 года проводится в Японии, с 1995-го — в США и Европе. Сегодня 43 страны мира включили прививки от ветряной оспы в национальные календари. В нашей стране ветряная оспа входит в перечень кандидатов для включения в национальный календарь. Пока же наша задача заключается в полном и объективном информировании населения о важности этой проблемы и стремлении к достижению максимального охвата профилактической вакцинацией от ветряной оспы».
Источник: пресс-релиз мероприятия