Ежегодно в мире регистрируется более 2.5 млн случаев заболеваний базальноклеточным раком кожи (базальноклеточная карцинома, БКК). На долю БКК приходится до 75% всех эпителиальных злокачественных новообразований кожи и около 85% в структуре общей онкологической заболеваемости. Несмотря на низкую частоту метастазирования, опухоль склонна к обширному местному росту и проникновению в глубокие слои эпидермиса.
Традиционно для лечения БКК применяют локальные методы – хирургическое удаление опухоли и/или лучевую терапию, а также комбинацию местной лекарственной терапии и криодеструкции. Высокий терапевтический потенциал в отношении нодулярной и поверхностной форм БКК продемонстрировал топический ингибитор гистондеацетилазы (HDAC) реметиностат – цитостатический агент, подавляющий пролиферацию клеток опухоли посредством регуляции реконструкции хроматина, ингибирования экспрессии онкогенов и индукции апоптоза. Результаты открытого одноцентрового клинического исследования II фазы опубликованы в журнале
Участники (n=25) исследования с нодулярной (n=22), поверхностной (n=6), инфильтрирующей (n=3) и микронодулярной (n=2) формами БКК (диаметр опухоли при поступлении ≥5 мм) наносили реметиностат на очаги опухоли три раза в день в течение 6 недель. Измерение диаметра и площади поверхности очагов проводили в начале и спустя 8 недель исследования. После завершения местной терапии новообразования удаляли хирургическим путем и проводили гистологическое исследование материала. Показателем ответа опухоли на лечение служило уменьшение диаметра основного очага между первым и вторым измерениями не менее чем на 30%.
После курса реметиностата диаметр и площадь поверхности очагов БКК уменьшились на 62.3% и 71.5%, соответственно. Достоверное уменьшение диаметра опухоли (≥30%) было зарегистрировано в 69.7% случаев (90% ДИ [54%–82.5%]).
По данным гистологического анализа полная морфлогическая регрессия опухоли была достигнута в 17 из 33 случаев; частичная регрессия опухолевого процесса была зарегистрирована в 6 очагах. Уровни ацетилированого гистона Н3 в коже до и после лечения реметиностатом достоверно не отличались, однако наблюдалось повышение уровня фосфорилирования белка. Системных побочных реакций, связанных с терапией, зарегистрировано не было. Некоторые пациенты отмечали возникновение местной реакции – атопического дерматита на месте нанесения препарата.
Очаги БКК поверхностного типа (n=6) показали 100% ответ на лечение; ответ новообразований нодулярного (n=22) и инфильтрирующего (n=3) типов составил 68.2% и 66.7%, соответственно. Терапия реметиностатом оказалась неэффективна в отношении микронодулярной формы БКК (n=2).
Результаты исследования демонстрируют высокий терапевтический потенциал ингибитора HDAC реметиностата в отношении нодулярной и поверхностной форм базальноклеточного рака кожи и открывают новые перспективы в лечении заболевания. Препарат обладает хорошей переносимостью и позволяет добиться достоверного снижения диаметра новообразований на фоне отсутствия побочных эффектов, наблюдаемых при использовании препаратов системного действия.