Феномен, называемый «парадоксом ожирения», уже в течение длительного времени озадачивает эпидемиологов. Почему исследования демонстрируют, что более высокий индекс массы тела (ИМТ) может «защитить» от некоторых заболеваний и их осложнений, например, от бактериемии?
Группа исследователей из Йельской школы общественного здравоохранения (США) в сотрудничестве с коллегами из Норвежского университета не обнаружила подобного «защитного» эффекта. Более того, оказалось, что ожирение увеличивает риск бактериемии.
Исследование, опубликованное в журнале PLOS Medicine, является результатом инновационного генетического анализа, называемого менделевской рандомизацией, который был применен в отношении данных более чем 55 000 человек из Норвегии. Исследователи обнаружили, что люди с генетической предрасположенностью к более высокому ИМТ имели повышенный риск смерти от бактериемии. Это противоречит более ранним исследованиям по данной теме.
Эндрю ДеВан, ведущий автор статьи, отметил, что новый вид генетического анализа может помочь устранить статистические ошибки, которые преследовали предыдущие попытки связать ИМТ и бактериемию. Например, такие факторы, как курение и тяжелые хронические заболевания, способствуют снижению ИМТ и могут искажать связь между ИМТ и риском смерти.
Остается не совсем понятным механизм влияния высокого ИМТ на ухудшение прогноза и повышение смертности при бактериемии. Исследователи предполагают, что избыточная масса тела и ожирение обычно связаны с множеством сопутствующих заболеваний и плохим здоровьем в целом, таким образом, организм имеет меньше ресурсов для успешной борьбы с инфекцией.
Тем не менее, исследование имеет некоторые ограничения. Изученная популяция (жители Норвегии) в значительной степени генетически однородна, необходимо сопоставить полученные данные с населением других стран.
Доктор ДеВан призывает исследователей проверить полученные результаты на других группах. Он считает, что, с наибольшей вероятностью, будет наблюдаться схожая тенденция.
Существование парадокса ожирения, на который исследователи обратили внимание в начале XXI века, вызывает все больше сомнений. Подробнее об этом читайте в разделе «Зарубежный опыт».