Тяжелая рвота беременных, относящаяся к проявлениям токсикоза в первом триместре, является изнурительным заболеванием, которым страдают около 1-2% женщин в странах Европы. Гораздо более серьезная ситуация, чем «обычное» утреннее недомогание, это одна из наиболее частых причин госпитализации во время беременности.
Несмотря на то, что данное состояние нередко ограничивается первой половиной беременности, у некоторых оно может продолжаться вплоть до родов. Женщины могут быть прикованы к постели неделями подряд, страдают от обезвоживания и потери веса и часто не способны работать или заботиться о других своих детях.
Исследование, проведенное группой ученых из Имперского колледжа Лондона (Великобритания), продемонстрировало, что почти половина женщин с тяжелой рвотой беременных страдали пренатальной депрессией, а почти у 30% из них также наблюдалась послеродовая депрессия.
В то же время среди женщин без тяжелого токсикоза лишь 6% испытывали пренатальную депрессию и 7% страдали послеродовой депрессией. Результаты опубликованы в журнале BMJ Open.
Доктор Никола Митчелл-Джонс, ведущий автор исследования, считает, что влияние на психику тяжелой рвоты беременных достаточно часто не воспринимается серьезно как медицинскими работниками, так и общественностью.
«Наше исследование показывает, что беременные женщины с тяжелой рвотой примерно в восемь раз чаще страдают пренатальной депрессией и в четыре раза чаще - послеродовой, - говорит доктор Митчелл-Джонс. - У некоторых женщин, участвовавших в исследовании, даже возникали мысли о самоповреждении. Эти цифры шокируют и должны быть отражены в лечении, которое получают женщины. Нам нужно делать гораздо больше, чем просто лечить физические симптомы токсикоза; оценка психического здоровья и поддержка также должна быть обычным делом для любой женщины с подобной проблемой».
В исследовании приняли участие 214 женщин в первом триместре беременности. Половина из них была включена в исследование при поступлении в больницу с симптомами тяжелого токсикоза. Контрольная группа женщин с аналогичными характеристиками, но без токсикоза, была набрана из посетителей женской консультации. Важно, что ни одна из участниц исследования за последний год не лечилась от психических заболеваний. Психологическое состояние женщин оценивали в первом триместре беременности и через шесть недель после родов.
49% женщин с тяжелой рвотой испытывали депрессию во время беременности по сравнению с 6% из контрольной группы. Только 7% участниц из контрольной группы страдали послеродовой депрессией по сравнению с 29 % в группе с токсикозом. Половина женщин с тяжелой рвотой были вынуждены взять отпуск на четыре или более недель во время или после беременности.
Несмотря на то, что исследование не обнаружило прямой ассоциации между тяжелой рвотой и связью матери и плода, другие исследования демонстрируют, что депрессия может иметь негативное влияние на эту связь. К сожалению, восемь женщин с тяжелой рвотой, включенных в исследование, прервали беременность, несмотря на то, что первоначально выразили желание сохранить ребенка.
«Хотя мы не можем сказать, что тяжелый токсикоз был основной причиной этих решений, это, безусловно, могло сыграть решающую роль», - сказала доктор Митчелл-Джонс, которая сама пострадала подобной проблемой во время своей первой беременности.
«Я провела почти шесть месяцев в постели, но мне посчастливилось иметь поддерживающего меня работодателя и семью, - вспоминала она. - Многие женщины не могут позволить себе такое количество свободного времени на работе или находятся дома с маленькими детьми, о которых нужно заботиться. Слишком часто их супруги, родственники или коллеги по работе не оказывают необходимой поддержки, потому что не понимают тяжесть того, что переживают эти женщины. Мы должны просвещать их, а также специалистов здравоохранения».
Ученые выражают надежду, что полученные результаты могут изменить клинические рекомендации по лечению женщин с изученным заболеванием, включая психологический скрининг и направление к специалисту по психическому здоровью, когда это необходимо.