28-06-2019

Создание и внедрение в клиническую практику антибиотиков стало одним из главных достижений медицины XX века и вывело медицину на новый уровень. Долгое время считалось, что они позволят одержать полную победу над бактериальными инфекциями. Впрочем, время показало нереалистичность такого заявления. Высокая генетическая изменчивость бактерий и скорость их деления позволяют им закреплять эволюционно полезные свойства в новых поколениях. Они постепенно приобретают устойчивость к антибиотикам, несмотря на непрерывное создание новых препаратов.

Реклама

Способствует развитию резистентности к антибактериальной терапии и неправильное использование антибиотиков. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более половины случаев использования антибиотиков во всем мире является ошибочным. Одна из главных ошибок – отсутствие показаний для назначения антибактериальной терапии, например, в случае вирусной инфекции.

По словам экспертов ВОЗ, устойчивость к противомикробным препаратам постепенно приобретает характер невидимой пандемии. Так, согласно прогнозам, в предстоящие 30 лет в Европе, Северной Америке и Австралии от суперинфекций, не поддающихся лечению антибиотиками, погибнет около 2.4 миллиона человек.

В связи этим ВОЗ сообщила о запуске новой программы по борьбе с суперинфекциями. Ее основной идеей является не ускоренная разработка новых лекарственных средств, а оптимизация терапии уже существующими. Предложена система классификации, разделяющая антибиотики на 3 группы по частоте применения: использующиеся при наиболее распространенных инфекциях («доступные»), использующиеся при более серьезных инфекциях («под наблюдением») и антибиотики резерва. К последним предполагается прибегать лишь в крайних случаях. Назначение антибиотиков, отнесенных в первую группу, должно составлять не менее 60% от всех используемых антибактериальных препаратов. Предполагается, что такой подход позволит сохранить эффективность мощных препаратов (группы «под наблюдением» и «резерв»), поскольку они будут применяться относительо редко.

Реклама