20-02-2019

Курение – важнейший фактор риска заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Правительства разных стран проводят масштабные программы, направленные на снижение доли курящего населения. Результаты наблюдательных исследований показывают, что на популяционном уровне подобные мероприятия действительно оказываются эффективны. Но порой отказаться от пагубной привычки не так легко, как хотелось бы.

Существует две основных методики, которые рассматривают как переходный этап, помогающий перестать курить. Речь идет об использовании электронных сигарет и никотинзаместительной терапии. Однако исследований, сравнивающих эти два подхода, крайне мало. Одна такая работа

Реклама
была недавно опубликована в журнале The New England Journal of Medicine.

Ученые из Великобритании попытались выяснить, как проще бросить курить: используя электронные сигареты или никотинзаместительную терапию. В исследовании приняло участие 886 человек, которых разделили на две группы, в каждой из которых использовался только один метод. «Переходный период» на пути к полному отказу от курения длился 3 месяца, при этом первые 4 недели пациентам оказывали психологическую поддержку. Отказом от курения считали устойчивую абстиненцию через год после начала лечения, которая подтверждалась биохимическим анализом крови.

По итогам исследования, курить перестало 18% пациентов в подгруппе, использующей электронные сигареты, и 9.9% – в подгруппе никотинзаместительной терапии (относительный риск 1.83, 95% доверительный интервал 1.3-2.58, p<0.001). Таким образом, электронные сигареты оказались значительно более действенным методом для отказа от курения.

Впрочем, нельзя говорить об однозначном преимуществе электронных сигарет. Испытуемые, регулярно их использовавшие, чаще сообщали о развитии неприятных побочных эффектов, в частности, раздражения горла и рта. Под вопросом остается и их безопасность в долгосрочной перспективе: например, многие электронные сигареты содержат ароматизаторы, которые могут привести к развитию серьезной хронической патологии.

Реклама