17-08-2018

Психические проявления расстройств аутистического спектра очень многообразны. Их объединяющей чертой является выраженный дефицит социального взаимодействия и общения, ограниченность интересов и фиксация на повторяющихся действиях. Точные причины этих расстройств неизвестны, а основным и наиболее эффективным методом лечения является поведенческая терапия. Однако даже при ее раннем начале, частых и интенсивных занятиях далеко не всегда удается полностью адаптировать ребенка к самопомощи, общению и приобретению рабочих навыков.

Реклама

Наибольшие проблемы при социализации у пациентов с аутизмом возникают из-за неспособности распознать эмоции окружающих. Интересное решение предложила группа ученых из Стэнфордского университета. Они разработали специальное приложение для Google Glass, анализирующее эмоции собеседника. Посредством визуальных и звуковых сигналов приложение распознает 8 о��новных эмоций: счастье, печаль, гнев, отвращение, удивление, страх, презрение и нейтральную эмоцию. Оно обучается «на лету» и по мере использования работает все более точно.

Эффективность приложения ученые оценили экспериментально. Для этого они пригласили 14 семей, в каждой из которых был ребенок 3-17 лет, страдающий аутизмом. Детям предлагалось в течение 3 месяцев носить Google Glass с предустановленным приложением хотя бы 3 раза в неделю по 20 минут.

Помощь приложения привела к статистически значимому уменьшению количества баллов по шкале социальной чувствительности (большие значения шкалы соответствуют более тяжелому течению аутизма). Кроме этого, 12 из 14 семей отметили, что дети стали лучше поддерживать зрительный контакт. Ни один родитель не сообщил о каких-либо нежелательных побочных эффектах.

Публикация, посвященная проведенной работе, появилась в журнале NPJ Digital Medicine. Авторы подчеркивают, что существенного прогресса удалось достигнуть за относительно короткий период времени. Более продолжительное и частое использование созданной программы может помочь адекватной социализации многих пациентам с аутизмом. Впрочем, это предположение предстоит подтвердить в крупных проспективных исследованиях.

Реклама