Один из удачных примеров сочетания зарубежной методологии и отечественного опыта — центр «Вятские увалы», работу которого обеспечивает Фонд социального страхования (ФСС). На 25 гектарах уютно расположились жилые и лечебные корпуса, спортивная площадка и даже терренкур, по которому пациенты гуляют в свободное от процедур время. Здесь, в 46 километрах от Кирова, собираются одни из самых талантливых врачей области, чтобы обеспечить максимально полную реабилитацию своих пациентов.
В большой комнате, размером напоминающей школьный физкультурный зал, на Виктора надевают детали экзоскелета. Это устройство становится на время тренировки его вторыми ногами. Виктор — «спинальник», пациент, получивший травму позвоночника. Экзоскелет улавливает и усиливая его движения, и он может встать из инвалидной коляски. Каждый день под контролем лечащего врача он учится заново управлять своим телом.
Экзоскелет предоставляет несомненные преимущества при уходе за спинальными пациентами, объясняет врач-реабилитолог центра. Регулярные тренировки позволяют в полной мере задействовать регенеративные возможности организма, но при этом не становятся непосильными. Управляя степенью поддержки экзоскелета и продолжительностью сеанса, врачи могут создать индивидуальный уровень нагрузки для каждого пациента.
Такой подход приносит плоды. Курс тренировок с экзоскелетом в буквальном смысле ставит спинальных пациентов на ноги: хотя невозможно точно предказать степень восстановления, оно всегда оказывается значительно более полным. Но экзоскелет — лишь одна из технических новинок, которыми может похвастаться Центр. Здесь мы увидели и лазерные установки, способствующие регенерации тканей, и вакуумные массажеры, стимулирующие кровообращение. Поскольку многие аппараты уникальны, сюда выстраивается очередь не только из кировчан — по словам директора центра, Фарида Исмагиловича Ахметзянова, в «Вятские увалы» ежегодно приезжают посетители из 21 региона, в числе которых и Москва, и Санкт-Петербург.
В нос ударяет резкий запах — мы проходим в другой корпус, где проводятся купания в йодобромных ваннах. Попадая в организм через кожу, йод и бром снижают частоту сердечных сокращений, уровень артериального давления. Физиотерапевтические процедуры наподобие этой способствуют расслаблению и успокоению, а круг их применения шире, чем у высокоспециализированных лечебных манипуляций. Кстати, именно ради физиотерапевтических процедур многие приезжают в центр на «оздоровительные туры» — правда, в отличие от реабилитации, которая проходит за счет ФСС, такие туры оплачивает уже сам пациент.
Специфический профиль центра диктует определенные требования к устройству территории. Основные корпуса расположены рядом друг с другом и соединены отапливаемыми крытыми переходами. Внутри корпусов — просторные лифты, в которых легко помещается инвалидная коляска с сопровождающим. Все палаты оборудованы функциональными кроватями. Для маломобильных граждан ко входам подведены пандусы, а двери снабжены механизмом автоматического открывания.
Через одну из таких автоматических дверей мы выходим на другую сторону комплекса, к спортивным площадкам и маршрутам для терренкура. Маршрута четыре, они различаются по уровню сложности и длине: более простые проходят рядом со зданиями центра, а самый длинный уводит через реку в расположенный на территории лес. Зимой рядом с ним проходит и лыжная трасса.
Зарубежный подход к реабилитации внедряется в центрах ФСС с 2015 года. За основу взяты принципы Германского общества обязательного страхования от несчастных случаев (DGUV). Особенности немецкого подхода — комплексная ранняя реабилитация с использованием методик разной направленности и сопровождение больных реабилитационными менеджерами. Такой менеджер вырабатывает персональную программу реабилитации и следит за успехами своих подопечных.
Выбор немецкой методологии не случаен. система реабилитации в Германии — одна из самых эффективных. По словам представителя DGUV Грегора Кемпера, лично посетившего «Вятские увалы», в Германии к труду возвращается до 95% пострадавших. Отечественная медицина пока только движется к такому показателю. Однако это движение в правильном направлении: как отметил г-н Кемпер, уровень реабилитации, который предоставляет центр, выше, чем во многих европейских клиниках.