02-07-2018

Методы диагностики и лечения заболеваний стремительно совершенствуются и усложняются, вынуждая врача учиться всю жизнь. Большой объем знаний, необходимый для эффективной работы, привел к образованию узких специализаций. В то же время, узкая направленность затрудняет системный подход к оценке состояния больного и может создавать недостаток кадров, особенно в небольших регионах.

Российское кардиологическое общество по поручению Национальной медицинской палаты и при поддержке Минздрава

Реклама
проанализировало рынок труда в здравоохранении. Работодателям предлагалось заполнить опросники, посвященные особенностям работы медиков. Удалось собрать 465 анкет, посвященных врачам, и 378 анкет, касающихся деятельности среднего медицинского персонала.

В отношении среднего медицинского персонала ситуацию можно назвать удовлетворительной. Недостаток квалифицированных кадров со средним профессиональным медицинским образованием отмечало менее трети респондентов. По мнению большинства опрошенных, необходимо стремиться к «значительному расширению полномочий» медицинских сестер. Предполагается, что они могут вести сестринский прием, а также ставить сестринский диагноз и назначать определенные группы препаратов. Подобная практика уже активно используется во многих развитых странах, например, в США.

Дефицит врачей различных специальностей отметили 40% опрошенных. Крайне низко оценили и готовность выпускников вузов к самостоятельной деятельности из-за недостаточной практики во время обучения.

По мнению 30% опрошенных, искусственно ликвидировать недостаток кадров можно, объединив некоторые специальности. Кардиологию, гастроэнтерологию, пульмонологию, ревматологию, гематологию и клиническую фармакологию, по их мнению, можно объединить с терапией. Детская эндокринология может стать частью эндокринологии, а косметология – дерматологии. Все стоматологические специализации могут быть отнесены к общей стоматологии.

Если расширение полномочий среднего медицинского персонала ожидаемо, то концепция укрупнения медицинских специальностей нова и противоречит современным зарубежным тенденциям. Для реализации обеих идей необходимо соответствующим образом изменить образовательные программы подготовки специалистов со средним и высшим медицинским образованием.

Реклама